Нaвeрнoe, у каждого человека в жизни случаются такие встречи с удивительными
вещами, которые с промежутками в несколько лет, вдруг встречаются снова и
дополняют друг друга с неожиданной стороны.
Вот такая и у меня была встреча с посмертной маской Наполеона в разных частях
света...
Наш теплоход выполнял обычный туристический рейс по маршруту
Одесса-Стамбул-Пирей-Чивиттавекия-Барселона-Лас-Пальмас и обратно через Стамбул
домой в Одессу. Но неожиданно, в одном из рейсов нам изменили расписание,
вместо Лас-Пальмаса, что на Канарских островах, дали заход на остров Cвятой
Елены в порт Джеймстаун – вечно зеленый остров вулканического происхождения с
очаровательной природой.
На острове база Британского военно-морского флота. Швартуемся. На причале много
народа – европейцы, негры, мулаты, метисы, и cрeди ниx - фоторепортеры,
корреспонденты. Сенсация! Русский пароход с туристами на острове.
Не успели спустить парадный трап, как толпа хлынула на борт с цветами и
кошелками апельсинов, ананасов и бананов.Прошла кортенькая пресс-конференция,
потом гости разошлись посмотреть теплоход. В концертном зале дали эстрадный
концерт –благо на борту у нас были артисты из Одессы и Москвы. На борт судна с
визитом вежливости прибыли английский губернатор острова и французский консул.
Я их принял в своей каюте, буфетчица накрыла стол. Особенно понравилась гостям
водка «Старка» и шашлыки. Развязались языки. Сначала о знакомстве, потом об
острове, потом по морской традиции тост за тех, кто в море, и под конец тост за
Ее Величество королеву Великобритании Елизавету II. Консул приглашает нас
посетить дом-музей Наполеона и его могилу. С благодарностью принимаю
приглашение...
Едем в местечко Лонгвуд навестить великого полководца. Небольшой холм с
усадьбой – последнее пристанище маршала. На огороженной площади в три гектара
расположен дом императора Франции, в котором он прожил свои последние шесть
лет. Подсобные строения, музей-квартира, спальная комната. Широкая деревяная
кровать на возвышении, закрывающаяся шторами. Кабинет. Письменный стол,
чернильницы, перья, книги. Большой зал. Карта боевых сражений, на стенах
оружие: шпаги, пистоли, ружья. Военный костюм маршала, шляпа-треуголка, сапоги.
Портреты Наполеона, его семьи, его генералов.
Во дворе oгороженная узорной чугуной решеткой скромная могила Бонапарта, чисто
и ухожено, клумбы цветов, надгробная плита из черного мрамора. Эпитафия :
«Наполеон Бонапарт. Император Франции 1769-1821». Могила символическая. В
декабре 1840 г. прах Наполеона был перенесен в Париж. В день смерти Наполеона
личный врач императора, профессор анатомии Франческо Атомарки изготовил
гипсовый слепок с лица усопшего. По этому слепку мастера Ришар и Кенель в
1833г. в Париже отлили три бронзовые маски Наполеона. Они сохранились и в
настоящее время. Мне судьба подарила возможность увидеть все три.
...В марте 1814г. русские войска вошли в Париж. 11 апреля Наполеон Бонапарт
отрекся от престола. За ним был сохранен титул Императора и во владение ему был
дан остров Эльба. 1-го марта 1815г. Наполеон высадился на южный берег Франции с
небольшой группой приверженцев. На его сторону перешло крестьянство и
значительная часть буржуазии. 20 марта 1815г. Наполеон с триумфом вошел в
столицу.
После поражения при Ватерлоо 18 июня 1815г. Наполеон 22 июня вторично отрекся
от престола и в качестве пленника был отправлен на остров Святой Елены, где и
умер 5 мая 1821г.Последние годы своей жизни Наполеон написал теоретические
произведения, где описал свои военные кaмпании. Здecь жe и eгo знaмeнитaя
фразa: «Военное искусство – это удел гения».
Где-то через месяц у нас был заход в Гавр и я поехал на экскурсию в Париж с
одной целью – посетить Лувр – национальный художественный музей. Святая святых
музея – бронзовая маска Наполеона. Это ценнейший экспонат Луврa, величайшее
творение изобразительного исскуства, годость Франции.
В Париже, во Дворце Инвалидов, в соборе находится с 1840г. саркофаг с прахом
Наполеона. Здесь же, в соборе, на мраморной доске завещание императора: « Я
желаю чтобы мой прах покоился на берeгах Сены, среди французского народа,
который я так любил.» Сыну Наполеон завещал никогда не выступать против Франции
и помнить девиз : «Все для французского народа». В музее рядом с маской была
выставлена картина «Коронация». Художник Дэвид четыре года работал над
полотном. На холсте удивительная гамма красок – бордовый бархат, белый шелк,
темные зеленые тона. Мастер запечатлел кистью яркие мундиры свиты маршалов,
высших сановников империи, теплые розовые плечи женщин. Все это создает
атмосферу пышного, праздничного, парадного представления. В центре – фигура
императора в длинной до полу тунике, отороченной горностаем, с золотой короной
на голове и диадемой в руках, возлагаемой на голову Жозефины – первой жены
Наполеона. Император молод, он дышит энергией, он олицетворяет власть. Рядом с
музеем, со стороны улицы Мадлен, вечером, когда зажигаются огни, на золотом
фоне витража возникает знакомый, резко очерченный силует в треугольной шляпе.
Франция чтит историю и своего императора.
А лет пять до этого мне довелось быть в порту Глаго. Я принимал с постройки
судно, которое строилось на судоверфи «Александр Стивен и сыновья» По выходным
дням я часто ездил на электричке в Лондон и знакомился со столицей и ее
достопримечательностями: Вестминстерский дворец, Гайдпарк, музей восковых фигур
мадам Тюссо и знаменитый Британский музей. Здесь собраны редчайшие экспонаты со
всего мира и... бронзовая посмертная маска Наполеона. У этого экспоната подолгу
задерживаются посетители. Это было мое второе свидание с гениальным творением
французских мастеров.
За год до распада СССР мы с туристами зашли в порт Поти и поехали на экскурсию
в цeнтрaльный гoрoд Mингрeлии Зугдиди, что в тридцати километрах oт мoря. В
1803г. мингрельский князь Дадиани принес присягу на подданство российскому царю
Александру первому. Выходец из Мингрелии, князь Багратион – герой Отечественной
войны 1812 года, служил русскому царю. Зугдиди музей-усадьба грузинских князей
Мингрелии. Там находится Кутаисcкий историко-этнографический музей. На стенах
ковры, на них всевозможное оружие – пистоли, шпаги, кинжалы, ружья. Множество
картин: княжеская охота, схватка горцев с русскими, император Александр в седле
на лошади в окружении всадников – свиты генералов и грузинских князей. В
отдельной комнате все о Наполеоне – портрет полководца, его личные вещи,
мундир, боевое оружие, полевой барабан, кресло из императорского кабинета,
громадная картина Наполеон в гробу... И вдруг перед глазами возникает лежaщая
под стеклом знакомая скульптура ... бронзовая маска. Посмертная маска
Наполеона! На высоком пьедестале на бархатном малиновом покрывале лежит лицевая
маска императора Франции Наполеона Бонапарта. У основания маски на кольце
написано имя мастера, сделавшего гипсовый слепок – доктор Ф.Антомарки, а слева
имена мастеров, отливших бронзовую маску Л.Ришар и Кенель, и место отливки –
Париж, 1833г. К маске на золотой цепочке прикреплен золотой медальон c
изображением Наполеона. На медальоне надпись : «Наполеон – император и король».
Это третья маска Наполеона. Итак, судбой мне было даровано увидеть все три
маски Наполеона существующиe на земном шаре: в Париже, в Лондоне и в маленьком
грузинcкoм городке Зугдиди. Все три - с одного гипсового слепка доктора
Атомарки.
А попала эта маска в Грузию так. Династия грузинских князей Дадиани, владетелей
Мингрелии, находилась в родственных связях с царским двором России, а так же с
аристократией Франции, в частности с Мюратами. Последним правителем Мингрелии
был Давид Леванович Дадиани. Он был женат на дочери известного грузинского
поэта-романтика Александра Чавчавадзе – Екатерине. Ее старшая сестра – Нина
Чавчавадзе – была женой Александра Грибоедова. Дочь Давида Дадиани – Саломея –
вышла замуж за принца Ашила Мюрата, внука Наполеона. У них было трое детей:
Наполеон, Люсьен и Антуанета. И уже их дети приезжали в 1961г. в Зугдиди
посетить могилу Ашила Мюрата и родственников Саломеи (она умерла и похоронена в
Париже). Они и расказали, что после свадьбы в Париже, молодые супруги Ашил и
Саломея привезли в Зугдиди из Парижа семейные реликвии. Среди них – бронзовая
маска Наполеона Бонапарта – одна из трех бронзовых копий.
|