1(73) Январь 2007

 

Гaлeрeя “Флoриды”

Eлeнa Kaрeвa, г.Toльятти.

Излучeниe цвeтoв

 

«Посмотрите на полевые лилии, как они растут:

ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон

во всей славе своей не одевался так, как всякая из них…»

от Матфея 6, 29-30

 

Во всем своем великолепии и разнообразии, цветы одновременно являются и воплощением чистой красоты, и ее символом.

Они прекрасны, и потому выражение самых возвышенных чувств: любви и скорби,  торжества и преклонения, - на протяжении тысячелетий люди сопровождали цветами.

Они прекрасны, и потому нет лучшей метафоры для лучших человеческих качеств и лучшей поры нашей жизни.

Вспоминается «я и садовник, я же и цветок…» Мандельштама. Вспоминается большее: Блаженный Августин говорил, что красота – это голос мира, рассказывающего о своем Творце.

Но и не задумываясь о метафизической подоплеке, мы просто любим цветы за их красоту, и дарим, чтобы выразить свое душевное расположение.

Цветы в вазах, в саду, в лесу, поле, реке, около водоема… Вышитые бабушками Раисой или Неонилой. Цветы из шелка или атласа, сделанные бабушкой Александрой. Цветы на открытках с репродукциями картин из лучших музеев. Они с детства завораживали меня не меньше, чем сказки Андерсена.

При внимательном рассмотрении в каждом цветке проступают индивидуальные черты, делающие их непохожими на других, создающие – иногда очень ярко! – выраженное настроение, и даже характер.

Я никогда ничего не придумываю; я рисую портреты цветов. Их индивидуальность я вижу не столько в переливах цвета, сколько в прихотливых изгибах линии, очерчивающей образ. И потому тяготею к графике, в которой, согласно рассуждениям о. Павла Флоренского, рассудочно-схематическое преобладает над чувственным. Но как заманчиво бывает найти и показать логическую сторону чувственного и чувственную - логического…

            Мои первые рисунки я делала тушью, и они были черно-белыми, как у моих любимых графиков Обри Бердслея и Мориса Эшера. Но у Бердслея цветы – скорее деталь орнамента, хотя и очень выразительная. Цветы Эшера в большей степени декоративны и холодны, чем эмоциональны.

             Я же стремлюсь передать эмоциональный настрой, который несет в себе конкретный цветок. И в этом отношении мне ближе фотографии Роберта Мэпплторпа. Рассматривая их, я ловлю себя на мысли, что, скорее всего, выбрала бы тот же ракурс, если бы рисовала этот цветок. И наоборот, выбирая иной раз ракурс, думаю, что Мэпплторп выбрал бы такой же. Уверена, что, работая над освещением, он думал именно о линии. Содержание обязано иметь форму.

            И я берусь за карандаш, когда у меня возникает непреодолимое желание выразить настроение, которое излучает цветок, остановить мгновенье, запечатлеть хотя бы тень его.

            Иногда это удается. И часто мои рисунки представляют собой эмоциональный ряд, параллельный образному, заключенному в моих стихотворениях. Возможно, мои рисунки – побочный продукт моего стихотворного творчества; то, что, являясь избыточным, могло нарушить гармонию текста. Или, наоборот – то, что не сумело стать стихотворением.

                                         

                                                  

 

 

ХРОНИКА ВЕЧЕРА 5 ЯНВАРЯ 2005 г.

 

Вариации на тему La vie en rose

 

1. Сижу, рисую розовый цветок;

а у кого-то розовая шуба

и розовый блестящий ноготок…

А если нас сложить и поделить,

то это было б глупо, да и грубо:

и так себе цветочек, и, как пить

дать шуба уж не в розовых тонах,

и вовсе незатейливая. Ах.

 

2. Сидела долго, розовый цветок

рисуючи, и вот, нарисовала,

и вроде… Но такая незадача:

как будто маловато будет. Мало.

Как недополучила. Недостача.

Быть, может, шубу розовую мне –

гулять с тобой по снегу при луне.

 

3. Да разве дело в шубе, если ты –

самой любви земное воплощенье

и самой совершенной красоты –

не знаю, где по снегу в этот час,

на звезды глядя, бродишь одиноко,

и лишь седой луны стальное око

улавливает нервное движенье

твоей души – не я, мой друг. Alas.

4.

 

У елки иголки оптические,

у ней семицветная хвоя.

Шампанское semi-сухое,

налито в бокалы классические.

За счастье, удачу, и – с дальним прицелом –

оптическим –

за нашу любовь. Мы пожертвуем телом,

и вспыхнем сияньем арктическим.

 

5.

 

В этом бешеном мире

даже ночь не тиха.

Написала четыре,

как намедни, стиха,

и мечусь по квартире –

ведь, признаться сказать,

я люблю цифру пять.

Чу! Она в полушаге.

И перо по бумаге

побежало опять.

 

6.

 

Сказал бы ты: вот это тонус!

А я: раз так, то бонус!

 

Bonus

 

Имитация полярного сияния.

Профанация членораздельной речи.

Музыкальное слепое бормотание.

Хаотичное движение до встречи.

05.01.05

 

 




Copyright © 2001-2007 Florida Rus Inc.,
Пeрeпeчaткa мaтeриaлoв журнaла "Флoридa"  рaзрeшaeтcя c oбязaтeльнoй ccылкoй нa издaние.
Best viewed in IE 6. Design by Florida-rus.com, Contact ashwarts@yahoo.com