Гaлинa Kудрявcкaя, Oмcк.
«ПЕВИЦА,
БЛИН...»
- Ой, мороз,
моро-о-оз, - раздается над дачным поселком и смолкает.
Только тишина
чутко прислушивается, что же дальше.
- ...не морозь
меня-а, - после короткого перерыва выводит хрипловатый, уставший, но
еще сильный голос.
И снова песня
обрывается. Это певица. Не поется ей что-то сегодня. Уже полночь.
Кое-где в садоводстве еще теплятся окна, не все дачники угомонились.
И ночевщики ждут продолжения. Обычно, если певица начинает, то поет
долго, пока совсем не охрипнет. Но сегодня что-то не ладится. Может,
перебрала, думают ожидающие.
Вот пять лет
назад... О, пять лет назад над дачным поселком «Молодость» звучали
такие концерты. Берет певица ягоду или траву полет и заливается.
Часа два без устали, без антракта. Голос глубокий, звучный, но
нежный, природно поставленный, за душу берущий.
Все подряд
пела. И народные, и романсы, и революционные. На любой вкус. Возится
огородник на своем участке и рад ее присутствию. Вроде, как не один,
и радио не надо. Правда, не выключишь, если надоест, и концерты по
заявкам не принимаются. Далековато певицын участок.
Зовут ее
Валька. На самом-то деле, Валентина Ивановна. Валька она только для
двух соседей по даче, собутыльников.
До пенсии
Валентина Ивановна работала санитаркой в больнице. По медицинской
части, говорит она, когда речь заходит о прошлом. А чего о нем и
речь заводить. Было, да сгинуло. Осталось одно настоящее. Будущее
что-то не шибко просматривается.
По полгода
живет певица на даче, иногда чуть больше захватывает. С конца апреля
и по самые ноябрьские праздники. Непонятно, правда, теперь, что это
за праздники.
- Праздники
такие, нынче хреновые, - поет певица, устраивая отвальную с
дачи для двух своих друзей по самогонной части.
Они тоже не
торопятся в городские квартиры. Холод гонит. Дров купить не на что.
Все лето певица промышляет за хворостом по близлежащим посадкам и
лесочкам.
- Чтоб не
разжирел зад, совершаем променад, - смеется певица, постукивая
топориком по сухим веткам или отвоевывая корягу.
Походит,
постучит, упадет на траву, лицо к небу запрокинет. Прислушается к
щебетанию птиц, к гудению машин на недалеком тракте, восстановит
связь с текущей жизнью. Сгрузит хворост на тележку и уволочет на
дачу. Копит его для холодных осенних и весенних ночей. Радуется,
будет что в буржуйкину пасть бросать.
Хибарка у нее
в два оконца, слеплена из досок. Так, ничего хибарка. Тогда, еще в
те времена, лет пятнадцать назад, могла и санитарка себе хоромы на
даче сколотить. Холодная только хибарка, ветродуйка. Певица утеплила
ее изнутри картоном, оклеила обоями. Теперь уже обои пообтрепались,
менять не на что.
В центре
хибарки главная радость – буржуйка, вполне приличная печка.
- Только бы за
зиму не украли, а то ведь вместе с трубой, с корнем вырвут,
уволокут, - опасается хозяйка, зная местные нравы.
А ей тогда
все, хана. Новую ни за что не одолеть, и где тогда весну с осенью
горевать.
Выручает еще
старая электроплитка, свет, слава Богу, проведен, но ею одной не
обойдешься.
Она для лета.
Выставит ее певица на крылечко, и пойдет по садоводству дух жареной
картошечки, борща или оладьев. Прохладными июньскими ночами она и
обогревает певицу. Хворост приходится экономить, а за свет все одно
цена одинаковая, без счетчиков.
- Греет меня
плиточка почище мужика, - смеется Валька.
Характер у нее
веселый, колючий. Жизнь об ее характер себе бока обломала, а певицу
не сломала.
Получила
когда-то Валентина Ивановна от своей работы двухкомнатную квартиру.
Жили втроем. Потом муж умер, дочка замуж ушла. Но ненадолго.
Вернулась домой с сыном. А лет пять назад сожителя приняла, бывшего
посидельца.
- А посидельцы
они, известное дело, с нервами, - жалуется певица Егорычу и Толику,
дачным своим друзьям.
С нервами
оказался новый зять, хотя какой он зять, не венчан, не расписан. С
нервами, с наколками и без работы. И в тесноте. Зимой певица спит в
своей квартире на кухне. В двенадцать поставит раскладушку, в шесть
утра уберет. Пора завтрак готовить, внука будить.
- Ему еще
тяжельше, - жалится она друзьям, - ни отцу, ни отчиму, ни матере не
нужен, - того кормит, кабана, а дите заброшено.
Внука она
жалеет, берет на лето на дачу. Он тоже Валька, тезка. Здесь им
вдвоем сытнее. В городе певицыну пенсию дочь вмиг выманивает.
Четверым кормиться, не двоим. А тут они с Валькой и яички, и
сметанку с молочком себе позволяют. Ягоды тут, трава всякая, Валька
свежеет.
- Оздоровляю
дите-то, - радуется певица.
Вечерами у них
посиделки. Не пропускают. А чего еще в длинные летние вечера на даче
делать, как ни посидеть за рюмочкой в хорошей компании.
- Ты смотри,
Толик, закат-то нынче какой, ровно золото с серебром по небу
просыпали.
Певица любит
красоту, когда ее видит. А видит, когда выпьет, но не шибко, а так,
не больше трех раз. Вот тут в ней особая чувствительность к красоте
проявляется. Со слезой. И весь мир кажется прекрасным,
волшебно-добрым, и люди любимыми и... можно жить...
Толик с
Егорычем певицу уважают за то, что крепкая по бабьей части. Было
дело, один из них, теперь уж сами не помнят, который, попробовал к
ней подкатиться. По глупости. Не то, чтоб уж большая охота была, а
так, больше для порядка, он – мужчина один, она – баба одна.
Крепко за ухо
взяла его певица, как мальца поймала.
- Знаешь что,
- сказала, - я баба горячая. Твоим помазком теперь только щеки
намыливать. Не замай, а то угроблю любовью, не вынырнешь.
Припугнула,
отвадила раз и навсегда.
Откуда бы в
ней горячности взяться при такой жизни. Ее и с молоду-то не было.
Певицыным
слушателям представляется она ладной, крепкой, полнотелой, белолицей
и обязательно с косой вокруг головы. А она жердя жердей, да еще
жердей из леса горелого. Тощая, длинная, черная. На голове сквозь
три волоска кожа просвечивает. Зубы разъехались в разные стороны,
тесно им вместе стало.
Хороши только
глаза да голос. Глаза светлые, прозрачные, любопытные, как у
маленькой девчушки. А голос... голос Богом был дан в певицах ходить,
а оказалось, певица, блин. Это когда одного из мужиков отшила, он на
время, на совсем короткое, на одну минуту, но шибко осерчал:
- Да ты че, -
еле руку от уха оторвал, - погрезилось тебе, да у меня этих баб...
певица, блин!
И другому
пересказал, повторив вот это самое – певица, блин. Так оно к ней и
приклеилось. Вечером один другого окликнет, идя мимо забора.
- Пойдем, что
ли, к певице, блин.
Самогонку
гонит певица. У нее целое производство. В избушке всегда запах
бражки. И плитка-выручалочка. Бояться теперь нечего и некого. Всех и
всего уже отбоялись. Жизни-то осталось на кончике чайной ложки, как
соды в рецепте на оладьи. Большего уж никому не отнять.
Самогонка у
певицы ядреная, из чего только она ее не гонит, на чем только не
настаивает. Толик с Егорычем сами ленятся. Им проще по десяточке
скинуться. Толик специалист по салу. Раз в неделю ездит в город на
рынок, обязательно к закрытию, чтоб хороший кусок почти задаром
выцыганить. Посол у него особый, с перчиком, с лаврушечкой, с
тмином. Держит сало в колодце, в ведре на веревке, чтобы
холодненькое было. Лучшей закуски не сыщешь. Егорыч тоже
какую-нибудь снедь приготовит, певица зелени нащиплет, стол накрыт.
Рядом тлеет
костерок, защита от комаров. Мужики похожи, как близнецы-братья. До
черноты прокаленные дачным сибирским солнцем, только в глубине
морщинок истинный цвет кожи угадывается. Толик чуть повыше, Егорыч в
кости покрепче. Рубахи на них еще с семидесятых годов, неизносимые,
с лавсаном. Оба неустроенные. Дома чужие дети и внуки, свои,
конечно, но по тесноте и бедности жизни ставшие чужими. Толик
вдовец, Егорыч разведен так давно, что и сам забыл, когда. Вся
рабочая их жизнь позади, и ничего у них кроме садовых участков, да
крохотной пенсии, да еще вот этих посиделок. Смотрит на них певица и
жалеет. Она так и ощущает их братьями... Братьями по жизни.
Сладкий вечер.
Солнце уже стекло за край земли, только память о себе оставило
розовыми разводами по небосклону. Цикады завели свои ночные песни.
Где-то взбрехивают изредка собаки. Одна тявкнет баском, другая
тенорком подхватит.
- Это у
председателя, - задумчиво произносит Толик, почесывая небритую щеку.
- Басовитый у
докторши, - беззлобно возражает Егорыч. – у председателя похлипче
будет.
Они уже выпили
по три захода. Сидят, прислушиваются к короткому счастью,
разливающемуся внутри. Чего еще человеку надо... Всходит над миром
луна, освещает ухоженную их трудом землю. И душа наполняется любовью
ко всему живому. Даже комара шлепнуть жалко.
Но после
четвертой и пятой счастье тяжелеет, свинцом наливается. Уже не
счастьем грезится, а пулей. Стонет душа. Ничего у нее нет. Для рук
еще работенка находится, их есть чем занять на своих пяти сотках. А
душу приткнуть некуда. Пусто ей. Никакой веры, ни в бога, ни в
черта. Одному не научено и другое отнято, ходит ветер в пустой душе,
волком воет.
- Слышь,
Валька, - окликает Егорыч.
В глаза он
ляпнуть, «певица, блин», не осмелится.
- Слышь,
Валька, - продолжает он, - спой-ка мою любимую...
Любимые у него
революционные. Дома в детстве в застолье только такие и пелись.
Вошли в кровь и в душу, волнуют до самых кишок.
- ...и боец
молодой вдруг поник головой, комсомольское сердце разбито... –
выводит с чувством еще не совсем опьяневшая певица.
Егорыч, закрыв лицо руками, плачет. Сгинуло все, вся жизнь сгинула,
счастье сгинуло. А и были ли они... жизнь... счастье... Страна
сгинула... Сердце разбито... Некому отогреть озябшую на ветру жизни
душу. Только вот самогоночка... До слезы прошибает. Да
Валькина песня... Певица, блин... |