2(86) Февраль 2008
|
Memory |
|
Виктор Гин,
Иерусалим
НЕ ГЛЯДИ
НАЗАД, НЕ ГЛЯДИ
Памяти Евгения
Клячкина
Люди всё прибывали и прибывали. Они
пытались укрыться от жгучего солнца под тесным навесом, единственным
на этом огромном кладбище, и молча ожидали начала церемонии похорон.
Стоявший невдалеке катафалк и лежавшее на нём тело, наглухо зашитое
в саван, казались чем-то отстранённым, не имеющим никакого отношения
к человеку, с которым мы сегодня пришли проститься…
…Небольшой теплоходик, заполненный студентами,
отправлялся из Ленинграда в Петродворец на праздник встречи белых
ночей. Громче всех веселились ребята из ЛИСИ
(инженерно-строительного института): они сегодня были в центре
внимания благодаря задававшему тон Жене Клячкину, хорошо известному
в Ленинграде барду. Он яростно отбивал по корпусу гитары джазовый
ритм и задиристо выкрикивал: «Сила по кулону Пэ на Ку, делённое на
квадрат Эр!» Эти слова троекратно горланила вся студенческая братия.
А примерно года через два на концерты Евгения
Клячкина уже невозможно было достать билет. Мой знакомый провёл меня
«чёрным» ходом в зал своей закрытой организации. Женя пел динамично,
отчеканивая каждое слово, словно боялся, что публика не поймёт
чего-то. Но мы эти песни знали наизусть: «Не гляди назад, не гляди»,
«Сигаретой опиши колечко», «На театральной площади»… Без них не
обходилась ни одна молодёжная вечеринка. Я передал ему по рядам
конверт со своими стихами в надежде, что он напишет песню, Но, к
моему огорчению, даже не получил ответа. Женя купался в своей славе,
которая росла день ото дня.
Годы «хрущёвской оттепели» сменились временами
ужесточённой цензуры. Началось гонение и на бардов, и многие из них,
чтобы по-прежнему зарабатывать творчеством, пошли работать в
концертные организации. После некоторого раздумья и Женя Клячкин
оставил свою работу инженера-проектировщика и поступил в Ленконцерт
автором-исполнителем. Теперь он получил легальный статус и мог
разъезжать по стране, не опасаясь запрета. Женя всегда считал себя
поэтом (как и Высоцкий, Визбор, Кукин), но официальный Союз
писателей его к себе не подпускал, книгу стихов издать было
невозможно. И он решил вступить в Профессиональный комитет
драматургов, объединявший авторов, живущих за счёт своих
литературных гонораров. И так вышло, что я ему дал рекомендацию для
вступления в наш комитет. Мы подружились, и по моему совету Женя
летом снял дачу в Усть-Нарве. Вместе с женой, красавицей Виолеттой и
маленькой дочуркой он приходил в наш двор. Вечерами мы небольшой
компанией играли в «эрудит». Женя играл азартно, «перехаживать» не
разрешал. Он был обидчивый, даже вспыльчивый. Помню, однажды он
сказал мне и поэту Михаилу Рябинину:
- Я написал одну эстрадную песню, но не хотел бы,
чтобы её автором был Клячкин – я всё же пишу в другом жанре. Какой
бы мне придумать псевдоним?
- Да ясно какой: Меринов, - выпалил остроумный
Миша Рябинин.
Клячкин вспыхнул, со сжатыми кулаками подался
вперёд, но вдруг резко остановился, оценив юмор, и рассмеялся, к
нашему общему облегчению…
… Похоронная процессия двинулась по солнцепёку на
окраину кладбища, и люди окружили вырытую могилу таким плотным
кольцом, что я даже не видел, как в неё опустили тело. Началась
заупокойная молитва. У раввина не было голоса: видно, он сорвал его
на своей бесперебойной работе. Для него это были обычные очередные
проводы…
… Жена Клячкина, красавица Виолетта, умерла.
Маленькой дочке нужна была мать, и он женился. Однажды Женя позвонил
мне вечером и радостно сказал:
- У меня родился сын. Таня в роддоме, я сижу один и
не с кем выпить.
Мы просидели в его квартире на Васильевском до утра.
Женя пел свои новые песни, мы спорили по стихам и отдельным
строчкам. Он отчаянно отстаивал написанное, но умел прислушиваться к
замечаниям и вносил коррективы.
Перед отъездом в Израиль (весной 1990-го) Женя
выступил в нашем комитете драматургов с прощальным концертом. Многих
неприятно поразила песня об Израиле «Это моя страна», прославлявшая
её красоты, её народ. Посчитали, что песня конъюнктурная. Я тоже так
думал, но потом понял, что это – вызов, плевок в лицо фашиствующей
«Памяти», её правительственным покровителям, всему тому, из-за чего
он с семьёй решился на отъезд. Женя всегда был резким в своей
принципиальности. Когда он пел эту новую песню, он видел некоторые
«оскорблённые» лица и с удовольствием делал им больно.
Я уехал в Израиль осенью того же года. Женя
снимал квартиру в Рамат-Гане, в самом опасном месте во время
саддамовских обстрелов.
- Женя, - позвонил я ему, - переезжайте всей семьёй
к нам, пока обстрелы не кончатся.
Он был очень растроган. Но не переехал. И почти не
звонил. Много выступал по разным городам Израиля. Потом устроился на
работу в строительный отдел муниципалитета Рамат-Гана, купил в
Ариеле полдома. Своё 60-летие отметил в Ленинграде (уже
Санкт-Петербурге), где ему устроили бурный приём. Все центральные
газеты России поздравили его с юбилеем. Друзья-барды посвятили ему
свои песни, в том числе и Юрий Кукин, по воле судьбы проводивший его
в последний путь в Израиле, куда он прилетел на гастроли. Работу в
муниципалитете Женя решил бросить.
- Надоело ежедневно унижаться. Поеду в Россию на
гастроли. Там меня помнят и любят.
Это был последний наш разговор, за три дня до его
внезапной кончины. Одни говорят – утонул, другие – сердечный
приступ. Я не помню, чтобы этот сильный, красивый, моложавый человек
когда-либо жаловался на сердце. Но всё возможно. Невозможно только
поверить, что Жени Клячкина больше нет. Вот и могила засыпана
песком. На ней цветы и камешки, камешки… Огромное кладбище, целый
город, который всё растёт и растёт. И я вряд ли найду в нём через
некоторое время улицу и дом, где навечно поселился знаменитый
российский бард, чьими песнями жили три поколения влюблённых в него
людей.
Александр Городницкий, Санкт-Петербург
Памяти Евгения Клячкина
Сигаретой опиши колечко.
Снова расставаться нам пора.
Ты теперь в земле остался вечной,
Где стоит июльская жара.
О тебе поплачет хмурый Питер
И родной израильский народ.
Только эти песни на иврите
Кто-нибудь навряд ли запоёт.
Со ступеней набережной старой
На воду пускаю я цветы.
Слышу я знакомую гитару.
Может, это вовсе и не ты,
Может, и не ты совсем, а некто
Улетел за тридевять земель,
Дом на переулке Антоненко
Поменяв на город Ариэль.
Сигаретой опиши колечко,
Пусть дымок растает голубой.
Всё равно на станции конечной
Скоро мы увидимся с тобой.
Пусть тебе приснится ночью синей,
Возвратив душе твоей покой,
Дождик василеостровских линий
Над холодной цинковой рекой.
|
|
|
|