2(98) Февраль 2009

 

Стихия

Александр  Балтин, Mocквa   

 

Гoрoдa Бaлтинa

Cтихотворения  в  прозе

 

 

КАЛУЖСКИЕ  АССОЦИАЦИИ

  Города  входят  в  нашу  кровь  и  плоть, также  как  мы  входим  в  их  улицы, часто  изогнутые, словно  вены.

Как должен чувствовать себя москвич, чьи мама и жена из Калуги, который в сознательном возрасте крестился в этой же Калуге (и цветной полумрак высокого собора до сих пор  слоится  в  мозгу  новой  немыслимой  сферой), и  где  на  Пятницком, среди  теснения  могил  и  зарослей  крестов  у  него  лежит  много  старших  родственников?

Спускаясь  и  поднимаясь, ибо  город, стремящийся  к  реке, нарушает  принцип  горизонтальности, блуждая  по  его  бесконечным, переходящим  один  в  другой  переулкам – изучаю  ли  я  город  или  постигаю  себя? Вот  мемориальная  доска  местному  краеведу; а  дом  жёлт, стар, но, предполагаю, уютен, и  тёплый  быт  его  включает  в  себя  лоскутные  пёстрые  одеяла, клетку  с  какой-нибудь  птицей, а  на  окне  стоят  горшки  с  желтофиолью  и  бальзаминами. От  этого  дома  пласты  пространства, изломанные  нагроможденьями  частных  домов, приведут  к  реке, и, серая, с  могучим, спокойным  течением  настраивает  она  душу  на  отстранённый  от  реальности  лад.

   Калуга  космическая – вариант  государственной  помпезности, и  иное  дело – парк  с  могилой  Циолковского  в  центре, парк  зимой, и  небо  над  ним  затянуто  густою  сетью  голых  ветвей, и  вороны грают, кружа  в  лепной  небесной  сини.

   Или – панорама  бора, что  открывается  от  музея  космонавтики, где, сидя  на  скамейке, вы  следите  за  неспешным  движением  облаков, тенями  меняющих  окрас  далёкого  бора – от  серо-стального  до  зеленовато-жёлтого.

   А  вот  Воробьёвка  с  разбитым  асфальтом  и старыми  домами (вон  тот – купеческий), с  колонкой, растущей  из  асфальта  будто  огромный  гриб; и  скорость  спуска  соответствует  стремительному  крену  улицы, выводящей  к  Оке.

Калужскиe  старые  проулки, где  лениво-тигровые  тени  вяло  колышутся  на  асфальте; дремотный  лад  жизни, не  тронутой  суетой.

   Воистину, провинция  способствует  рождению  мысли, медленному  его  вызреванию – недаром  Чижевский  и  Циолковский  так  тесно  были  связаны  с  Калугой, и  недаром  нет  ни  одного  русского  классика, кто  так  или  иначе  не  побывал  бы  тут…

 

 

В  ТАРУСЕ

  На  станции  речного  вокзала  что-то  позвякивало, играя  с  ветром.

  От  Калуги  до  Тарусы – минут  сорок.

  Пароходик  шёл  бодро-бодро, кипенный  след  стелился  за ним, и  жёлтый  песок, предварявший  Тарусу, легко  поглощал  любые  следы.

  Маленькая  площадь, будто  помещённая  в  низину – по-крайней  мере  казалось – улицы  от неё – всё вверх  и  вверх, туго  катая  движение, между  частных  домов, за  заборами  которых  курчавы  яблони; и  телега  с  лошадью  в  таком  контексте  воспринималась  куда  естественнее  мотоцикла.

Художественный музей, чьи стены белели, как снег, низок, широкоплеч, приземист, богат.

  Кладбище  потом, знаменитые  могилы, и  полоска  Оки, вспыхивающая на  солнце  церковной  парчой.

 

 

КОНЦЕРТ  В  ДОМСКОМ  СОБОРЕ

  Темноватая  Рига, мерцавшая  узлами  небольших  площадей,

Чья  мощёная  поверхность  вызывала  средневековые  ассоциации; Рига, стремящаяся  вверх  шпилями  соборов, доступных  птицам, но  пугающих  взгляд  ребёнка; Рига, чудно  закругляющаяся  органным  концертом  в  Домском.

  Готический  тяжёлый  полумрак, картины  в  нишах, чьи  религиозные сюжеты  пугают  ребёнка (всё-таки  СССР – давящая  корона  атеизма), скамьи, уходящие  в  волны  таинственной полутьмы. Высокий – его  почти  и  не  видно – наверно, великолепно  украшенный  орган. Рассаживаются  слушатели.

  Медленная  густота  созвучий! Одна, стержневая  тема, вокруг  которой  властно, мерно, плавно  разворачивается  неспешное  действо  звуков. И – будто  пропадают  стены, и  своды  теряют  каменную  власть; и  только – выше, выше – доплеснуть  до  самого  неба…Текут, переливаются  звуковолны.

   Кажется, органист  выходил  на  поклон; но  это обязательно-заурядное  действие  не  нарушало  гармонии, подаренной  органом.

 

ВЫЗУ

   Эстонское  местечко  Вызу – рыбацкая деревня, и  аккуратные, бело-красные – мороженое  с  клубникой! – дачки.

   Синий-синий  залив, лесная  стена  с  острыми  вырезами  верхушек  на  другой  стороне; отраженья  деревьев  в  воде  напоминает  летучих  мышей, висящих  вниз головами.

   Мол, обородатевший  зелёно-синими, мягкими  водорослями.

   Гуляя, набрёл  на  строгую  чёрную  церковь; кладбище  возле  неё  напоминало  обширное, чрезвычайно  аккуратное  помещение  для  хранения  бытовых  принадлежностей.

   Приземистые, широкоплечие  памятники, линейно-ровные  дорожки, а  у  входа – два  чёрных  ангела, вечно  склонённых, вечно  плачущих…

 

КАЛЯЗИНСКАЯ  КОЛОКОЛЬНЯ

  Калязинская  колокольня – метафизический  упрёк  осуетившемуся  человечеству; гневный  суставчатый  перст, упёршийся  в  небо.

  Белый  пароход, проплывающий  мимо.

  Кто-то (вероятно, ребёнок) глядя  на  затопленную  колокольню, думает  о  рыбах, свободно  плывущих, почти  летящих  меж  водных, сквозных, синеющих  пролётов…

   Пена  желто  белеет, и  мелькают  в ней  буроватые  комья – неприятным  цветом  своим  отвечая  тёмным  потёкам и  трещинам  на  некогда  кипенной  колокольне…

 

МОСКОВСКИЕ  ПОДРОБНОСТИ

  Остались  ли  где-нибудь  в  Москве  Поленовские  дворики? Такие – с  тёплым  ощущением  уюта (лоскутные  пёстрые  одеяла, блестящие  шишечки  кроватей, самовар, овально  искажающий  лица), с  милыми  галками, неровным (сдёрнули  одеяло? ) рельефом  и  акварельным  взмывом  колокольни  на  заднем  плане?

   Переулочная  Москва. Кручённые, кривоколенные, подобные  стёртым  лестницам  или  зигзагам  фантазии  переулки  громоздятся. Теснятся, несут  смиренно  разнообразные  дома, медовой  сиренью  вспыхивают  по  весне…

  И – деловые  шары  над  столицей, шары  метафизического  свойства; небоскрёбы, тускло  ломающие  солнечные  лучи, кропотливая  муравьиная  суета…

  Европа, соперничающая  с  Азией.

  Ночная  реклама, истекающая  соком  соблазна.

  И – пушистый, чистый, новый  бульварный  снег, обещающий  счастье.

 

 


Copyright © 2001-2008 Florida Rus Inc.,
Пeрeпeчaткa мaтeриaлoв журнaла "Флoридa"  рaзрeшaeтcя c oбязaтeльнoй ccылкoй нa издaние.
Best viewed in IE 6. Design by Florida-rus.com, Contact ashwarts@yahoo.com