3(75)
Март 2007
|
Гaлeрeя “Флoриды” |
|
ВОЗВРАЩЕНИЕ
ФОТОГРАФА
Когда-то появился особый литературный жанр –
проза поэтов, давний, стоящий чуть в стороне от прозы тех же
писателей. Но им этого показалось мало, и они решили застолбить за
собой еще один жанр – фото поэтов. Речь, естественно, идет о
художественных снимках. Прозаики к «остановись мгновенье – ты
прекрасно» оказались более равнодушными. И если на прозу поэтов
никто, кроме их самих, не посягает, то фотография слишком
соблазнительна для многих.
Не избежал этого современного искушения и Валерий
Прокошин, хотя у него причина была несколько иной. Уже в юности он
пытался притормозить вечность и стихами, и фотографией. Эти две
небесных ниточки тянулись из его барачного детства. Мальчишка из
рабочей семьи мечтал научиться рисовать и играть на скрипке. Но Бог,
видимо, не там обронил голубой клубок. В фабричном поселке тогда не
было ни художественной школы, ни музыкальной. Поэтому заветные мечты
пришлось компенсировать иными увлечениями. Вместо музыки – сочинение
стихов в двухкопеечной тетрадке в клеточку. Вместо рисования –
фотографирование самой дешевой 15-рублевлевой «Сменой».
На заре туманной юности у него было и участие в
фотовыставках, и публикации в прессе, и даже мелкие награды. И хотя
Валерий уверяет, что тогда он забросил фотографию, потому что слово
взяло вверх над изображением, я предполагаю, что тут дело несколько
в другом. Та фотография просто не смогла заменить ему рисование. Во
времена до-компьютерных технологий такие «рисованные» работы были
вряд ли возможны даже для опытных мастеров. Скорей всего, именно
поэтому поэтом и был почти на 20 лет заброшен этот вид искусства.
Теперь с помощью цифровой камеры и волшебного «фотошопа» возможно
почти всё.
Конечно, не всё, но многое В. Прокошин и пытается
использовать в своих фотоработах. И в первую очередь монтаж, то есть
рисование. Этот прием особенно хорошо виден в фотографиях «На
задворках империи», «Песня о первой любви», «Видение в подземном
переходе». В большинстве остальных работ автор тоже использовал,
пусть и менее заметные, художественные спецэффекты. Однако вся эта
мозаика из разноцветных стекол не складывается в абсолютный
pazzl.
Его зыбкая сущность как фотографа, в отличие от
поэта, не вырисовывается во что-то целое. После 20-летнего перерыва,
уже в зрелом возрасте, он по-мальчишески хватается за видения
нынешней жизни, ускользающей буквально на глазах. И единственной
вешкой, на которую поэт может опереться, становятся собственные
стихи. Случайно или нет, но фотографии Прокошина – это в той или
иной степени его же поэзия, только визуальная. И тут амплитуда его
увлечений достаточно большая: от романтики до маргинальности. Но
если неунывающая «Ассоль ХХ1 века» или 17-летний юноша со всеми
своими комплексами романтичны, не смотря ни на что, то фотографии
«Между жизнью и смертью», «Наследники вождя» - зрелище жутковатое.
Маргинальные сюжеты, воспетые лириком, бьют больнее. Романтик,
спустившийся в ад, сравним с Орфеем.
Валерий Прокошин до сих пор так и не сделал себе
имени как фотограф. И, предполагаю, уже не сделает. Не смотря на
качество и количество. Не смотря на использование разных жанров и
техники: от традиционной серии портретов «Пацаны.ru»
или классических пейзажей до изощренных «Уходящие старухи», «Времена
года», «Позолоти ручку» и даже стилизаций под живопись. В стихах
поэт собирает собственную жизнь. В фотографии – пытается собрать
чужую. Кроме этого, его поэтический путь дольше фотографического.
И все же Валерий Прокошин вернулся к фотографии,
чему я лично очень рада. Зря говорят, что возвращаться – плохая
примета. Это суеверие, может быть, справедливо в быту, но не в
искусстве.
Галина
Эккерт
Oт
рeдaкции.
Mы пoздрaвляeм
нaшeгo
вeдущeгo
пoэтичecкoй
рубрики “Нoвыe cтрoки
нoвoгo
вeкa”, лaурeaтa
прeмии журнaлa
“Флoридa” пoэтa,
эcceиcтa
и прoзaикa Baлeрия
Прoкoшинa c eщe
oдним уcпexoм,
- нa этoт рaз
в кaчecтвe
фoтoгрaфa.
|
|
|
Copyright © 2001-2007 Florida Rus Inc., Пeрeпeчaткa мaтeриaлoв журнaла "Флoридa" рaзрeшaeтcя c oбязaтeльнoй ccылкoй нa издaние. |
Best viewed in IE 6. Design by Florida-rus.com, Contact ashwarts@yahoo.com |