Римма
Казакова, Москва
Aвтoрcкaя рубрикa Eвгeния
Mининa
Рассказывать биографию Риммы Федоровны бессмысленно
– все есть в Интернете.
Расскажу историю нашего знакомства.
На собрании правления Сoюза
писателей Израиля было принято решение пригласить поэтессу в нащу
страну по линии Пэн-клуба. Я решил порадовать Римму Федоровну и
позвонил ей.
- Здравствуйте, Римма Федоровна. Вас беспокоит поэт
Евгений Минин из Иерусалима -
- Здравствуйте. Я вас слушаю.
- Скажите, Римма Федоровна, вы собираетесь в
Израиль?
- Какой Израиль, о чем вы говорите?! Вы меня в
Израиль не приглашаете, потому что не можете забыть, что я была
председателем общества советско-палестинской дружбы.
- Но, Римма Федоровна, поэта любят за стихи, а не за
должности. Так что ждем!
В общем, Римма Федоровна посчитала этот звонок не
очень удачной шуткой не очень нормального поэта. Ладно, подумал я,
позвоним ближе к делу.
Второй раз я позвонил за несколько дней до отлета из
Москвы. Диалог я начал точно как и первый
- Здравствуйте, Римма Федоровна. Вас беспокоит поэт
Евгений Минин из Иерусалима
- Здравствуйте. Я вас слушаю.
- Скажите, Римма Федоровна, вы собираетесь в
Израиль?
- Да, да, я собираюсь в Израиль! - радостно
сообщила поэтесса.
Во двор библиотеки я въехал на несколько минут
раньше автомобиля композитора Владимира Рубашевского и певицы Марии
Лукач, старых друзей Казаковой, с которыми она и приехала на
последнее выступление в Израиле. Я подошел, открыл дверцу и помог
Римме Федоровни выбраться из машины.
- Римма Федоровна, а вы знаете, кто перед вами? -
спросил я.
- Нет, - призналась Казакова.
- Я – тот самый Минин!
И мы обнялись!
Римма Казакова, Москва
В юности мне ставили в вину
что мои стихи – всегда печальные.
Про любовь – как будто про войну,
про ее несчастья изначальные.
И гудел цех мамин меховой,
мол, девчонке было все говорено:
и отец с войны пришел живой,
и своей копейкой трудовой
мать такую дошку ей спроворила!
Я хочу приблизить эту даль.
Странно, неуютно, непонятно:
отчего в стихах моих печаль,
а на юном солнце – что за пятна?
Вспоминаю: кончилась война,
но меня лишь смутно грело это.
Я была привычно голодна,
зла, плаксива, кое-как одета.
Нет в душе к тем ярким временам
громкой благодарности плакатной.
Да, отец вернулся. Но не к нам –
а к своей возлюбленной блокадной.
Нас он мимоходом навестил,
чемодан закинул тряпок, снеди...
И ушел. А мать слегла без сил
и в слезах шептала: “Дети, дети!..”
Ликовал народ: повержен враг!
А для нас был день совсем не сладок.
После всё слепилось кое-как.
Здравый смысл вернул в семью порядок.
Так и жили. Нагрешили? Что ж...
Выправили всё, что наломали.
Если замутила душу ложь,
то повинна в этом я сама ли?
А потом пошло: погром врачей,
смерть вождя, сомнения, загадки...
Всё больней, печальней, горячей
строки в ученической тетрадке.
Сравниваю строчки и грехи
времени послевоенной рубки.
Вчитываюсь в грустные стихи
девочки в каракулевой шубке.
Там так мало детства у детей
и так много горького в народе.
Оттого в стихах с младых ногтей
след печали, беспричинной вроде.
Оттого способность: быть собой
и не врать. И при любом раскладе
просто так, а не чего-то ради –
откликаться на любую боль.
* * *
Жизнь опять становится пустой.
Утешаюсь тем же примитивом:
"Мы не навсегда, мы – на постой…" –
стало убеждающим мотивом.
Жизнь на удивление пуста.
А ведь всеми красками светилась!
Это здесь. А где-то там – не та,
будь на то, конечно, Божья милость.
Там мы все расставим по местам,
все ошибки прошлые итожа.
Но понять бы: где же это – "там"?
Может, здесь и там – одно и то же?
Может быть, и эти мы – и те,
и тогда, должно быть, все едино…
В душной тесноте и в пустоте
только быть собой необходимо.
И, еще до Страшного Суда,
вдруг открыть в согласии с судьбою:
"Мы – не на постой, мы навсегда!"
и заполнить пустоту собою.
-
ПАРОДИЯ
-
-
УЧИ ЭНТОМОЛОГИЮ, ПОЭТ!
-
-
Но,
словно залетевшую осу,
испуганно и холодно убила.
-
что,
может быть, – пчелу, а не осу
-
в своем слепом отчаянье убила?!
Римма Казакова
-
- С его
проблемой – быть или не быть,
- смешон
мне Гамлет, тут своих навалом.
-
Пришлось осу мне как-то раз убить,
- не
помню чем, газетой ли, журналом,
- а
завтра обо мне в газетах скуп –
- для
папарацци нет желанней дичи,
- как я
осы рассматриваю труп,
-
пытаясь от пчелы найти отличье.
- И мне
не подойти теперь к столу,
- прошу
не делать скидку за заслуги,
- оса –
злодейка,
- бог с
ней,
- а
пчелу,
-
возможно, ждут на пасеке подруги.
- Не
вынести разлада тяжкий груз,
-
задавлена печалью, как лавиной!
-
Прощай, родной писательский союз,
- я
ухожу в милицию с повинной.
-
-
|