Мы с друзьями (такими же, как я, россиянами - старожилами
Израиля) оказались в Старом городе в воскресенье, 11 апреля. В Пасху!
Добраться до места оказалось нелегко. Пришлось продираться через
непроницаемый заслон: полицейские перекрыли все подступы к Старому городу и не
впускали в его стены ни один автомобиль.
Покружив по центру Иерусалима, мы припарковались на небольшой
площадке неподалеку от Яффских ворот и двинули к цели пешком.
Рядом с Яффскими воротами нас уже ждали: улыбчивый араб
предлагал израильтянам и гостям страны прокатиться на верблюде. Двугорбое
животное смиренно лежало на отполированных камнях, будто дожидаясь, когда же на
него взгромоздится очередной искатель острых ощущений.
- А
сфотографироваться на фоне верблюда можно? - поинтересовался один из моих
спутников.
-
Пожалуйста! - произнес укротитель. - Давай десять шекелей!
- За что
платим?! - удивилась я.
-
Экзотика, мадам! Старый город... Здесь даже воздух особый!
В этом дрессировщик верблюда прав: аура Старого города настолько
энергетична, чиста и прозрачна, что, оказавшись в его стенах, испытываешь ни с
чем не сравнимые ощущения. Кажется, что за спиной выросли крылья и ты вот-вот
воспаришь в бездонное синее небо!..
-
Сопроводить вас до Храма Гроба Господня? - предлагает по-английски рослый
араб-христианин. - Через полчаса начнется богослужение.
- Спасибо,
вы очень любезны, но дорогу к Храму мы найдем самостоятельно...
- Сюда! -
командует муж моей подруги, добровольно взваливший на себя обязанности гида.
В мгновение ока мы оказываемся на арабском рынке. Узкая,
вымощенная скользкими камнями улочка спускается вниз.
- Are you
from Germany? (Вы приехали из Германии?) - бросается ко мне владелец сувенирной
лавки. - Глядите: серебряные украшения ручной работы. Недорого: всего десять
долларов за серьги.
- В другой
раз, спасибо!
- Значит,
и вы тоже приехали на Пасху?..
Только сейчас я поняла, что сегодня большинство гостей Старого
города - иностранцы, прибывшие в Израиль с одной-единственной целью: вознести
молитву в самом священном для христиан месте.
И действительно, пробиться в Храм Гроба Господня оказалось делом
непростым: все подходы к этому величественному сооружению плотно забиты людьми.
Повсюду звучит русская речь. Молодые священнослужители в черных рясах, монахини
с прекрасными лицами - одухотворенными, отрешенными. Группа верующих гречанок.
Головы покрыты косынками, на глазах - слезы радости и умиления.
Храм Гроба Господня носит еще и другое название: Храм
Воскресения Христова! Это - самая главная из всех христианских святынь: именно
здесь находятся гора Голгофа, где был распят Иисус Христос, а также и Гроб
Господень, где Его Тело три дня пребыло во Гробе.
В этом храме также расположено много других святынь, связанных с событиями
Страстной недели и Воскресения Спасителя.
Начало строительства храма относится к 326 году, ко времени посещения
Иерусалима святой императрицей Еленой; постройка была завершена в 335 году. В
336 г. храм посетили участники собора в Тире, он был украшен и освящен.
13 сентября 614 года в период нашествия персов Храм подвергся разрушениям. Но в
626–629 годах Иерусалим был отвоеван войсками византийского императора Ираклия,
который сам, в ознаменование праздника Воздвижения Честнаго и Животворящего
Креста Господня, 14 сентября 629 г. восстановил на Голгофе Святой Крест. В том
же 629 году игумен монастыря св. Феодосия Модест заново воздвиг храм
Воскресения Христова, но с 636 г. Иерусалимом и храмом овладели
арабы-мусульмане.
Православное богослужение, однако, не прерывалось, что было утверждено особой
охранной грамотой, выданной халифом Омаром ибн-Хаттабом в 637 г. Иерусалимскому
Патриарху Софронию.
Строительные работы в храме Воскресения Христова проводились вплоть до XIX
века, что и определило его своеобразный облик. У входа в храм находится
знаменитая колонна с трещиной от Благодатного Огня, сошедшего сюда, когда
Православной Церкви не было позволено служить на Пасху в Кувуклии.
Сейчас рядом с этой колонной застыли в благоговейном молчании две женщины, явно
приехавшие из России. В руках одной из них - крестик. Другая припала губами к
прохладе камня, как будто пытаясь впитать в себя его мощную энергию.
На протяжении двух тысячелетий православные христиане встречают
свой величайший праздник - Воскресение Христово в храме Гроба Господня, где был
погребен, а затем воскрес Христос. И каждый раз на Пасху все, кто находится в
этом месте, становятся свидетелями чуда схождения Благодатного Огня.
В 2003 году впервые Благодатный Огонь из Иерусалима был
доставлен в Москву, в Храм Христа Спасителя к началу Пасхального богослужения.
Для его транспортировки, по рекомендации Международного Олимпийского Комитета,
были предоставлены уникальные контейнеры, изначально созданные для перевозки
олимпийского огня. Огонь был также передан в храмы Москвы, Санкт-Петербурга,
Украины, Беларуси, Молдовы, Сербии и многих других стран.
10 апреля этого года, накануне нашей поездки в Иерусалим,
документальные кадры, снятые в Храме Гроба Господня во время литании,
показывали по российскому телевидению. Тем не менее, никакой прямой репортаж не
может передать атмосферы, царящей в этих древних стенах.
А вообще, как выразился один экскурсовод, Храм этот не что иное,
как «машина времени». Фантастичность его устройства поражает. Храм строился в
разные времена, различными народами, здесь можно пройти по эпохам и
тысячелетиям - в буквальном смысле. Вот мы стоим на дохристианских камнях, где
отдыхали римские солдаты (сохранилась ниша, отделяющая нас от Нового времени).
Вот Узы Христа - два отверстия в каменном полу, куда перед Казнью, при
водружении Креста на Голгофу, вдевали ноги Его и закрепляли колодкой. А вот мы
уже в переходе от Уз - это четвертый век нашей эры. А еще через несколько шагов
- камни крестоносцев...
И так, за одну минуту, можно одолеть целое тысячелетие!
За главным входом перед странником предстает Камень Помазания - простая, чуть
выщербленная временем плита, заключенная в мрамор и озаряемая сверху лампадами.
Сворачиваем направо и поднимаемся по крутой каменной лестнице, ведущей на
вершину горы Голгофы.
Прежде, в годы московской юности, Голгофа представлялась мне
настоящей горой, а не каменным валуном, выступившим из земли.
И вот мы наверху. Все здесь сияет золотым убранством - лампады,
иконы, росписи, мозаика... Под толстым стеклом - основание камня, куда был
водружен Крест.
Мы на самой высокой вершине мира - вершине духовности!
- Роберт,
сделай, пожалуйста, снимок на память! - шепчет своему мужу по-английски
дородная дама.
- А это
дозволено?
- Все
вокруг только и делают, что фотографируют!..
Вот серебряный диск, указующий место, куда был водружен Крест на
скале. Трещина в основании Креста расколола Голгофу. Мы видим эту продольную
трещину, спускаясь по лестнице от Распятия. Теперь перед нами - шагах в
двадцати - Камень Помазания, куда положили Тело Его по снятии с Креста. Здесь
Иосиф Аримафейский умастил Его, напитал благовониями и маслами Плащаницу.
Слегка шероховатый Камень - одно из четырех мест на всей земле,
где без участия священника совершается таинство освящения. Проходя мимо, вижу
припадающих к Камню паломников из всех стран. Кто просто целует Камень, кто
освящает на нем крестики...
Наконец мы вошли под главный, гигантский купол Храма, окруженный колоннадами,
нишами, балконными переходами, и приближаемся к самому святому месту на земле -
Гробу Господню. Над ним, в центре Храма, возвышается каменная ротонда,
по-гречески Кувуклия, а по-русски - Часовня.
Сегодня к ней выстроилась длиннющая очередь. Каждый паломник
терпеливо дожидается возможности войти в маленькую пещеру, метра два в длину и
метра полтора в ширину. Великолепные лампады, иконы покрывают стены пещеры и
потолок, нависая над плитой Гроба Господня. А сама плита, расколотая надвое,
розоватого цвета. Над ней, в нише, ставят свечи. Здесь надо побыть наедине с
собой, в благоговейном молчании и молитве, но сегодня Пасха – и народ все
прибывает...
Ровно в пять часов вечера у нас над головой разносится мелодичный перезвон
колоколов. По Храму заструился ни с чем не сравнимый аромат. Зазвучали голоса
священников, читающих молитву на разных языках: греческом, русском,
армянском...
Мы вышли во двор.
- Как тебя
зовут? - донесся до нас голос священника.
- Ирина...
- И откуда
ты приехала?
- Из
Москвы, святой отец! В будущем году снова встречу Пасху в Иерусалиме...
|