Простодушные заметки

 

Саша БОРОДИН

Оттава

Еврей в России больше не еврей?

В России быть евреем престижно,

это как избранность.

Могут, конечно, и в морду дать при случае,

но, с другой стороны, все знают:

ты не простой человек, ты - еврей.

Неизвестный автор .

Я знаю, откуда идет легенда о богатстве евреев:

они за все расплачиваются.

Станислав Ежи Лец,

польский сатирик.

Есть люди, которые всем своим существованием не просто олицетворяют исторический процесс, а еще громогласно и широко транслируют это олицетворение. Таков широко известный десять лет назад в Израиле журналист, а ныне патриарх русского Интернета 39-летний Антон Носик. Далее цитата из его дневника:

"Почти три года назад Министерство внутренних дел Израиля осчастливило меня свежезакатанным в пластик удостоверением личности, где в графе "Национальность" стояли восемь звездочек - вместо прямого и бесхитростного указания национальности, которое там значилось с 1990 года. Я тогда подивился этому, да и забыл. А вечером 31 марта с.г. паспортистка в ПВО ОВД Головинского района г. Москвы повторила тот же подвиг интернационального братания, выдав мне свеженький орластый российский паспорт, где пресловутый пятый пункт отсутствует начисто и даже звездочки некуда вбивать. Непечатное по тем временам слово из пяти букв, которое в сентябре 1982 года было размашисто вписано в мою биографию черной канцелярской тушью слева от фотки и подписи, бесследно теперь вытравлено из всех удостоверений моей личности. Еврей в России — больше не еврей, как, возможно, сказал бы по сему поводу прочно забытый оттепельный классик. Забавно, в каких неожиданных местах нынче дуют ветры глобализации и колосятся миазмы безродного космополитизьма. Даже не знаю, что нужно чувствовать по этому поводу. То ли ностальгию, то ли ущемленную национальную гордость великоросса."

Каким образом мне удалось заглянуть в личный дневник Антона? Очень просто - посредством все того же Интернета. Открытые для всего мира персональные ежедневники стали сегодня увлечением десятков миллионов людей во всех странах. Размах этого явления таков, что Калифорнийский суд всерьез рассматривал вопрос о признании blogs (так они именуются по-английски) средством массовой информации. Голой правдой об истинных реалиях войны в Ираке были не сообщения CNN, а впечатления двух багдадских студентов, которые каждый день описывали то, что видели вокруг. Хотя вопрос о том, признавать ли юридически блоги средством массовой информации, а их ведущих - журналистами, пока не решен, пресс-секретарь Белого дома Скотт Маккеллан выписал 7 марта однодневный пропуск в Белый дом 23-летнему блоггеру Гаррету Граффу специально для участия в утреннем брифинге для прессы.

Вернемся, однако, к теме, поднятой Антоном Носиком. На нее немедленно поступило 70 (!!!) откликов со всего мира, но главным образом из России и Израиля. "После выдачи новых паспортов с 2001 года НИГДЕ и НИКОГДА в официальных учереждениях у меня ни разу не спрашивали про 5 пункт", - пишет один из россиян. Другой уточняет: "Национальность до сих пор указывается в базе данных ЕРЦ (Единого расчетного центра) при прописке. Тетка из ЕРЦ на мой протест против логической связи моей национальности и прописки в собственную квартиру "дружески" объяснила: когда к нам из милиции обращаюся с просьбой дать распечатку - мы им всех по списку и выдаем". Иными словами, государственная бюрократическая машина все-таки пытается негласно и вопреки российским законам собирать информацию о национальном составе населения.

Подобным образом хитрит и израильская бюрократия. Здесь надо сделать некоторые пояснения. В моем теудат зеуте (внутреннем израильском паспорте), выданном в 1991 году, графа национальности наличествовала и в ней значилось, что я русский. То есть по Закону о возвращении как сын еврея я имел право на репатриацию, но как сын русской матери считался русским. Некоторое время спустя этот пункт в угоду заокеанским веяниям был изъят. Тем не менее чиновники придумали хитрость. Вот как ее описывает один из откликнувшихся: "На самом деле отличить еврейский теудат зеут от нееврейского проще простого. У евреев в нем стоит дата рождения по еврейскому календарю. Я сравнил свой ТЗ с другими и понял, в чем разница".

Итак, в России теперь стало так же, как в Канаде, США и других странах. Запись в паспорте или метрике, послужившая в свое время пропуском за железный занавес для сотен тысяч наших соотечественников, испарилась. Если молодой россиянин захочет репатриироваться на землю обетованную, ему надо будет представить в израильское посольство справку из синагоги. Еврейство, иными словами, становится просто принадлежностью к одной из религиозных конфессий. Это обстоятельство вызывает у меня улыбку, потому что я прекрасно помню "большую алию" девяностых годов прошлого века. Думаю, процентов на восемьдесят она состояла из бывших членов КПСС. В подавляющем большинстве новые репатрианты имели весьма смутное представление об иудаизме и истории еврейского народа. Для них синагоги были чем-то вроде райкомов партии, а религиозность - вроде партийности, то есть вынужденным притворством.

На тех же страничках дневника Антона Носика я почерпнул и полезную лично для меня как фотографа информацию: "На сегодняшний день все фотографии на паспорт в Москве, во всех фотоателье, делаются цифровиком и печатаются на струйном принтере. Цветном, разумеется. Но паспортному столу подавай черно-белые." Дело в том, что за последние годы я изготовил фотографии на российские документы примерно трем сотням соотечественников и для меня важны причудливые детали российской паспортной бюрократии.

Ну, и что же в итоге? Антисемитизму в России приходит конец? Как бы не так! Даже в США, где подобные записи в паспорт никогда не практиковались, 14 процентов населения страны, что составляет около 35 миллионов человек, придерживаются четко выраженных антисемитских взглядов. Как сообщает газета Haaretz, об этом говорят результаты исследования, проведенного Антидефамационной лигой. Еще 30 процентов верит в то, что евреи убили Иисуса Христа, а 15 процентов считает, что евреи получили в Америке слишком много власти. Один из откликнувшихся на запись Носика напоминает: "Не печальтесь, Антон Борисыч, бьют не по паспорту, а по роже. Накрайняк, если сомнения возникнут, можно с вас снять исподнее".

Так и хочется повторить анекдотический вопрос старого еврея к сотруднику советского ОВИРа, желающему поскорее избавиться от капризного посетителя просьбой показать на глобусе место, куда тот хочет уехать: "А другого глобуса у вас нет?"