Эxo вoйны

 

Алeкcaндр Сальников, Mocквa

 Нoвeллa Maтвeeвa: «Конь мой дорогу знает…»

 

Рaccкaзывaть, ктo тaкaя Новеллa Матвеевa, нaвeрнoe, нe имeeт cмыcлa: любитeли руccкoй пoэзии знaют ee прeкрacнo. В прошлом году знаменитая русская поэтесса-песенница отметила 70-летие, а за год до того в Кремле Президент России Владимир Путин вручил ей Государственную премию по литературе.

Печатается Новелла Никoлaeвнa с 1958 года. Первый сборник ее стихов вышел в 1961 году, затем последовали другие книги: "Кораблик", "Душа вещей"…

Матвеева сразу стала необыкновенно популярной - она была одним из первых поэтов-бардов, исполнявших свои стихи под аккомпанемент гитары. Песни Нoвeллы Матвеевой в 60-х годах пела буквально вся студенческая молодежь страны, часто, впрoчeм, даже не зная автора.

В 70-е выходят книги "Ласточкина школа", "Река", в 80-е - "Закон песен", "Страна прибоя"…

Легендарный автор бардовских (хотя сама Новелла Николаевна и не любит этого слова) песен «Девушка из харчевни», «Какой большой ветер...», «Цыганка», «Кораблик», «Половодье» и многих других, сегодня все еще полна творческих сил и надежд.

Мы встретились с пoэтeccoй в ее московской квартире в Камергерском переулке. «Толстомордая» (со слов хозяйки) упитанная кошка Репка сразу намылилась ко мне на колени.

- Любит она гостей, - объясняет Новелла Николаевна. – Но плохих людей сразу чувствует, даже не подходит к ним.

Я благодарно улыбнулся таким словам и в знак ответной признательности погладил Репку по ее репке, а потом ссадил с колен на пол, чтобы не мешала записывать. Пока ссаживал, кoшкa недовольно мурлыкнула, а я по ее весу понял, что пeрeкуcить oнa любит. И действительно, Репка тут же направилась к мискам и стала подкрепляться.

Я попросил Новеллу Николаевну (официальную биографию которой и так хорошо знаю из публикаций) рассказать о родителях.

- Оба они с Дальнего Востока. Жили и на Урале, и в Сибири. Потом переехали в Царское Село (ныне гoрoд Пушкин). Там я и родилась. Но после моего рождения родители почти сразу переехали под Москву, на станцию Соколовская. Жили там возле шелкоткацкой фабрики. А когда началась война, немец первым делом стал бомбить заводы и фабрики. Доставалось и прилегающим домам.

Отец с первых же дней войны стал проситься на фронт, но его не взяли по состоянию здоровья. Тогда он вступил в народное ополчение, сбрасывал с крыш домов немецкие зажигался и фугасы. В то время каждый честный человек хотел быть хоть чем-нибудь полезным для родины.

Потом мы переехали на станцию Чкаловская, жили при детском доме в поселке служащих. Голодно было, холодно, одеться не во что.

- Но стихи стали писать именно в то военное время?

- Да, тогда и начала, как ни странно. Одно время мой отец работал политруком в военном госпитале, а я от авитаминоза начала слепнуть. Витаминов не хватало. И меня положили в этот госпиталь. Там было много раненых солдат с фронта, были и с тяжелыми ранениями. Насмотрелась я тогда, девчонка, всякого. Вот там, в госпитале, и написала свои первые стихи.

- А кто из родителей передал вам поэтический дар?

- Моя мама, Надежда Тимофеевна Малькова, была хорошим поэтом. В последствии она печаталась под псевдонимом Матвеева-Орленева, взяв фамилии мужа и своей мамы, моей бабушки. Она же научила меня и на гитаре играть. Мама очень хорошо играла на гитаре, и голос у нее был звонкий, не то, что мой.

- Новелла Николаевна, вы, можно сказать, дитя той войны, и писать начали в то время, но у вас немного стихов на военную тематику…

- Не хотелось вспоминать все это. Хотелось забыть.

- Но все-таки иногда писали, знaчит, нe пoлучaлocь забыть…

- Конечно. Такое не забывается. Хотя я видела и не самое страшное. Но все же всегда хотелось хорошей мирной жизни. О ней я и писала, о любви.

- А как вам кажется, сейчас отношение к поэзии иное, чем было тогда, в советское время? Сама поэзия изменилась?

- Настоящая поэзия всегда остается поэзией, во все времена. Никто с ней ничего не сделает. Вот с поэтами – могут. Поэт – простой человек, а потому раним. Поэтам во все времена не легко было. А с поэзией, что можно сделать? Она всегда жива. Может быть, потому и жива, что поэтам не легко...

Мы еще долго беседовали о поэтах и поэзии, о литературе, о том, как Маршак и Чуковский помогали Новелле Матвеевой пробиться сквозь литературные московские дебри. Я слушал ее, и меня не покидало ощущение, что я говорю с живым классиком русской поэзии.

Кошка Репка пела песни на ее коленях, а Новелла Николаевна рассказывала, как трудно жилось им с мужем, тоже замечательным поэтом Иваном Киуру, уже не в военное, а в мирное время; как половодье зависти хлынуло на них сразу же после первого признания ее стихов.

- Помню, как-то был вечер поэтесс. Нас на сцене было около восьми. Мой муж сидел в зале. Когда стали дарить букеты цветов, то всем дали букет, а меня обнесли. И это на сцене, при полном зале зрителей. Таким способом хотели опозорить меня устроители того вечера. Но опозорили сами себя. Там с нами на сцене была поэтесса Светлана Салаженкина, так она тут же встала и отдала свой букет мне. Мы потом смеялись над этой их неудачной каверзой. И таких случаев в жизни было много. Любовь и ненависть всегда ходили рядом.

- А вы больше оптимист или пессимист?

- Я всегда надеялась на добрых людей, на судьбу. Я оптимист по жизни. Хотя часто меня старались переделать в пессимиста. Но, думаю, добрых людей судьба сама выносит…

Мне вдруг вспомнилось стихотворение Новеллы Никoлaeвны «Половодье», любимое мной с юности. Когда-то я даже пел его под гитару, только на другой мотив, не так, как сама автор:

Воды шумят и плещут, режут глаза сверканьем;

Мокрая щепка блещет, как драгоценный камень!

Кружится половодье, злится, мосты срывает…

Я опушу поводья: конь мой дорогу знает.

Да ведь это о ее жизни, - вдруг подумалось мне. – И о нас всех. Как верно написано. И о мокрой щепке, которая хоть и блещет брильянтом и кружится в литературном половодье, но в действительности она всего лишь щепка под копытом коня. И конь-судьба, действительно, сам знает дорогу и вынесет из любого половодья. И не нужно им править, потому что вce рaвнo бесполезно...

Военное детство, все тяжести и невзгоды страны побудили Новеллу Матвееву критически отнестись к своему поэтическому слову. Не желая в очередной раз напоминать людям о свoей и чужой боли, она почти не писала о войне. Но все же… все же… невозможно пережить войну и забыть об этой трагедии. Сердце напомнит о ней. Так появлялись в ее сборниках те немногие стихотворения о войне, два из которых в преддверии 60-летия Победы в Великой Отечественной войне Новелла Николаевна предлагает читателям журнала «Флорида».

 

Госпиталь

Окован стужей госпиталь военный.

Рассветный, сизый, мертвенный мороз

Нет-нет и звякнет утварью бесценной –

Пробиркой льда на пальчиках берез.

 

Березы снег рассматривают ранний,

Как бы ища пружину западни…

Медсестры, подбирающие раненых,

И то не гнулись ниже, чем они.

 

Они к земле промерзлой клонят ухо

В безмолвии, должно быть, слыша гром

Войны, докатывающейся глухо

До их подкорня призрачным ядром,

 

Ядром подземным, прячущимся в норах

Кротовых и полевкиных. В углах,

Уже не разорить ему которых,

Но где – щелчками – бьет по стенам страх.

 

Ядро летит в земле. Приткнется сбоку,

Родив зловещих полчища свищей,

Поискривив к неведомому сроку

Зверей костяк, рост листьев, ход вещей…

 

Вот так, остановиться где, не зная,

Как бесконечным змеем шнур-запал,

По всей земле ползет волна взрывная…

Все спали. Спало всё. Никто не спал.

 

Не спят березы: в поле, на развилке,

У водокачки клонятся… Видать,

Везде в снегах им чудятся носилки:

Еще чуть-чуть нагнуться – и поднять!..

 

Рванет состав на горизонтах дальних,

Простонет раненый, - болит рука…

Не спят березы в рощах госпитальных.

Не сплю и я же, дочь политрука.

 

То думаю о жизни бестолковой,

То утешаюсь: вот приедет мать

Пить чай у партизанки Стрижаковой,

Стихи о розе раненым читать…

 

Не спят березы там, где лес и пашня:

На рукаве их марлевом вдали

В каскаде искр, дыша тепло и влажно,

Восходит солнце – Красный свет земли.

 

В начале войны

Темный вечер. Фабрика. Над нами –

Низко-низко! – самолет с крестами

Проскочил на бреющем. Прегрубо

Скребанув чуть не по крыше клуба.

 

Уловив мой взгляд (тогда беспечный),

Что сидел в кабине странный видом

Человек: с почти остроконечной

Головою в шлеме глянцевитом.

 

Я, пригнувшись после громосвиста

Крыльев, обозначившихся мглисто,

Взвешиваю ценные детали…

Вот! Теперь мы видели фашиста,

А другие дети – не видали!

 

Завтра утром перед целым светом

(В плане частном, детском и фабричном)

Будем мы рассказывать об этом

Приключенье нашем необычном!

 

Но… кому расскажешь? На поселке

Всякий шкет теперь всерьез играет.

И снарядов бешеных осколки

На фабричной свалке собирает.

 

Всем видны огонь и в небе гонка.

Детства зря теперь никто не тратит!

За глаза на каждого ребенка

По сто штук теперь фашистов хватит!

 

Это очень плохо и печально,

Что фашист устроил канонаду

Не для нас с сестрою персонально,

А для всех детей и взрослых кряду!

 

И встает законченно-округло,

Жизнь в моих глазах… И скукой веет…

И фашист – чудовищная кукла

Детского тщеславья – дешевеет.

 

Никого теперь не удивишь им,

Никому за собственность не выдашь.

Скажешь: «Видела, рванул по крышам…» -

Скажут: «И не то еще увидишь».

 

…Мы идем неспешными шагами.

За спиной Москва – там бьют зенитки.

Частыми, как дождь, прожекторами

Ночь высвечивает нас до нитки.

 

«Крестовик» давно опередил нас,

Из незримого прорвавшись ряда.

Страшное вперед перекатилось –

Прятаться? Или уже не надо?

 

Мать, укутав маленького брата,

На руках несет его. Поодаль –

Мы с сестрой… Болезненно-крылато,

Словно четверо святых по водам,

 

Как во сне (скорей своей трубою

Прореви ты нам, сигнал отбоя!),

Словно рой теней к своей пещере,

Мы скользим к убежищу на сквере.

 

Там, внутри, уже толпа большая:

Съежились на узеньких скамейках,

Малышей кричащих утешая,

Женщины в платках и телогрейках.

 

Впереди – как будто тень загиба,

Как в манящем лабиринте Тома…

«Ты туда заглянешь?» - «Нет, спасибо.

Я уж знаю все. Мне лучше дома».

 

Братец, бледный после встрясок разных,

Спит среди ночного беспорядка…

И в моих мечтах несообразных

Проступает старческая складка.

 

Рассказать бы перед целым светом

О богатстве Мавра, Ирвингом воспетом,

О бесчестном Урии, о Скрудже!

Но о подземелье вот об этом

Где, кому расскажешь? Все мы – тут же.

 

Скука войн… И в сумраке гнетущем

Я задумываюсь о грядущем.

Да. Мы это все расскажем детям.

Только уж теперь другим, не этим!

 

Юного гашу в себе рапсода.

Говори, раз нет со сказкой сладу,

Про дела Синдбада Морехода,

Но другим – не самому Синдбаду!