Вячеслав Букур, Нина Горланова, Пeрмь
Сторожевые записки
- Без
меня рынок неполный! – вздохнул я и взял в руки телефонную трубку –
опять нужно куда-то наниматься.
Газета, в
которой я работал, закрылась в начале этого года. В эпоху рынка иные
мелкие издания мельтешили, как микробы, поглощая друг друга.
В общем, к
следующему дню у меня сформировался огромный пакет предложений:
сторож в православном храме или сторож в синагоге.
Прибежавши к
храму (пообщавшись с Нинико, женой моей, потом несколько часов
бегаю, намагниченный ею), услышал звон колоколов: от него голуби
снялись со своих мест и полетели вокруг церкви, а потом снова
уселись на свои места. Я простоял службу, черпая силы из
океаноподобного баса архидьякона, а потом подошел к настоятелю
спросить о работе.
- Мы
приняли человека только что - часа два назад, - сказал он, давая мне
благословенье. – Не держатся сторожа! То ли предыдущий проспал, то
ли пропьянствовал - украли несколько дорогих крещальных купелей.
Я быстро зашагал к
синагоге, обогнав мужчину, который вел за руку трехлетнего ребенка.
«Пойми: обстоятельства выше нас!» - говорил отец сыну. Да уж, жизнь
приковала меня к своей колеснице и тащит по кругу. Но нет, тут
что-то не так. Ну, вечером сяду, подумаю и опровергну. Сейчас
некогда – я уже у синагоги.
Лет десять не был здесь,
а когда-то преподавал иврит! Последнее, что помню из событий тех
дней – с кражей тоже связано: украли Тору, драгоценную старинную, на
кошерном пергаменте! Пришли молиться новые иудаисты, спросили, где
Тора хранится, и… она исчезла вместе с ними. Старых евреев провели,
как детей. Ну, ПОСЛЕ ЭТОГО не говорите мне никогда о всемирном
сионистском заговоре! В религиозной общине украли самое дорогое –
священный рукописный свиток. О краже заявили в Интерпол, но ни один
масон палец о палец не ударил, чтобы помочь.
Правда, все это случилось
еще в старой синагоге – возле рынка. Ее называли партизанской
избушкой – за ветхость. Когда я в первый раз вошел туда и оперся о
закопченную стену, она зашаталась. Такое вот святилище было – на
курьих ножках. Но во время перестройки удалось отсудить уже эту
дореволюционную синагогу у Академии наук – вырвать из загребущих
научных когтей…
Конечно, там знают, что я
не еврей, но преподавал же я иврит, будучи наполовину молдаванином и
наполовину русским! Может, и в сторожа подойду?
И точно – подошел!
Жилистый бодряк в фуражке речного флота сказал, чтобы я завтра же, в
пятницу, выходил на работу, и вообще где меня носило - они уже
заждались! При звуках его мягкого голоса я вздрогнул – это же Борис
Штерн, знаменитый капитан! Просто я никогда его не видел в такой
щегольской темно-синей форме. Фуражка с вздыбленной тульей и
золотистым речным значком очень шла к его драчливым усам.
- Зарплата
небольшая – восемьсот рублей, но можно подработать. Куда делся твой
иврит? – строго спросил Борис.
- Аиврит
шели ло нээльма, - ответил я. (Мой иврит не исчез).- Работал
грузчиком, потом в газете. Мне казалось, что все почти уехали в
Израиль!
- В
Перми было семь тысяч евреев, - сказал капитан. – Пять тысяч уехало,
восемь тысяч осталось. Приходят люди и с документами в руках
доказывают, что они – евреи.
Вдруг мы не заметили, как
наскоро обсудили несколько запредельных проблем. А должен ли
еврей-космонавт соблюдать субботу? Не должен, ведь угроза жизни
отменяет все постановления.
Да, кстати, Борис раскрыл
Талмуд и зачитал, что и евреи, и пришельцы должны покрывать голову в
синагоге и не писать в праздничные дни.
- А
читать можно?
- Да,
читайте.
Внутри голос жены твердил
не умолкая: «Теперь молчи! Молчи и иди домой!» Но радость от
обретения работы неодолимо вырвалась в виде вопроса: «Зачем
разделять молочную и мясную пищу - вы лично за мистическую или
этнографическую точку зрения?». Борис Штерн закатил гроздья глаз под
самый козырек:
- Вот
придет Машиах (Мессия) и все вам объяснит. Так будете преподавать
иврит? Набирается группа, с понедельника можете начинать.
Я спешил обрадовать жену
(нашел сразу две работы!) и спрямил путь, нырнув во двор. Вместо
деревянного дома с кружевными наличниками что вижу? Эльсинор! Здание
из перекормленного кирпича с башенками - только гномы могут нести
там сторожевую службу. А куда я положил свою кипу кип – надо
раскопать: завтра надену белую или – с рисунком деревенского
половика. И тут над ухом грянуло:
- Михаил,
занимаешься по-прежнему аикидо?
- Клим,
какое аикидо - денег… уже нет сил ковать. Для оплаты занятий. Я с
завтрашнего дня буду сторожить синагогу. А ты все в ФСБ?
- Да, вот только что из
командировки. В Чечне был, - и он приподнял шапку, показав
бугорчатый шрам. – Видишь: привет от Басаева. Чеченцы - во всем мире
один только такой народ, у которого доблестью считается украсть,
обмануть, убить!
- Ты
не прав! У всех народов это было, но мы прошли уже простодушную
стадию.
- Михаил,
если б ты видел этих уродов, так бы не рассуждал!
Глаза у Клима с бегучей
шкалой: от мученически вопрошающих – до допрашивающих и вплоть до
ареста. Я в последнее время стал экономить силы для этой маленькой,
но интересной жизни, поэтому перевел разговор на другую тему: ну,
сейчас-то ФСБ не будет интеллигентов преследовать? Он отмахнулся,
как от застарелого зуда: да кому вы теперь нужны, и раньше не надо
было за вами гоняться, а заняться бы тогда еще борьбой с
терроризмом.
- Мне уже капитана дали,
- вдруг просветлел он лицом.
Не успел я рассказать
жене, как космонавт-иудей должен вести себя в субботу – звонок.
Незнакомый голос сделал действительность до неприятности
разнообразной:
- Михаил?
Вас беспокоят из ФСБ.
- Простите,
откуда?
- Из
Федеральной службы безопасности. Я – коллега Клима, старший
лейтенант Пидлисный. Знаете: сейчас нас не интересует сионизм, а
только криминальные дела – евреев, русских, всех. Я сижу на связях
Ближнего Востока… не хотели бы вы рассказывать нам, о чем в синагоге
говорят, какие впечатления у тех, кто приехал из Израиля?
- Не
хотел бы, - с иголками под кожей ответил я.
Как человек разумный
понимаю, что без тайных источников информации не обходится ни одно
государство, однако оставшееся от советской жизни презрение к
информаторам… тяжело, в общем. Я хотел рассказать все Нинико, но
язык словно провалился внутрь горла.
Жена посмотрела на меня.
Еще раз посмотрела на меня. И смотрела, и смотрела. Ее глаза – в
кавычках словно. Не морщины еще, а кавычки… милые. Потом вскочила –
одни глаза! «Миша, что за предложение ты получил?» Вот, сказал я,
быстро работают в ФСБ: только успел до дому дойти, а они уже решили,
что я буду их сигнализатором.
И тут раздался опять
звонок, другой незнакомый голос:
- Михаил
Иванович, вы будете иврит преподавать?
- Да.
- Ваши
ученики для чего его учат - чтобы в Израиль переехать?
- Угу.
- Так
не с котомками же они туда поедут? Я торгую очень хорошими
чемоданами швейцарского производства! Ваш процент будет пять.
Я отказался и положил
трубку, а жена заметила:
- ФСБ
работает быстро, но некоторые коммерсанты не отстают.
Пятница. Половичковая
кипа на моей голове. Сторож Александр Вольфович Сендерецкий, ходячий
кряж такой, радостно сказал мне навстречу:
- Наконец-то
нас будет трое! А то опенисели (слово было другое), - увидев оторопь
в моем взгляде, он сказал: - Это я с русского на военный перешел,
простите! В армии ведь матом не ругаются, а разговаривают. Ушел в
отставку - должность генеральскую давали, а чин по-прежнему
подполковника. И думаю, вы даже не спросите, почему, Михаил
Иванович, видя мой мясистый нос. Ну и х… им в затылок!
Затем он показал мне всю
микровселенную сторожа. В каждой комнате стояла своя невидимая вода:
в комнате охраны – что-то сторожевое, в читальном зале - тишина
перед заплывом в даль узнавания, а в молельном зале – ощущение того,
что остались наслоившиеся отпечатки присутствий, трепетов. А на
кухне реяли уютные запахи: женщины взбадривали пищу то ли корицей,
то ли гвоздикой, в общем, небесное и земное сплавлялись в воздухе
нерушимо. Александр еще протянул мне «Черновик записей сторожей»,
большей частью исписанный его прекрасным почерком, где буквы стояли
в строю, как солдаты: «А здесь нужно отмечать, когда повара уходят и
приходят».
Старики, идущие на
молитву медленным штурмом по мраморной лестнице, останавливались
иногда, чтобы быстро откусить от воздуха. Ну, уж я-то с каждым
десятилетием буду все быстрее взлетать по ступенькам: воробышком,
ястребом, орлом! Эх, Миша-Миша, истощаются твои поля юмора!..
Старики переговаривались
громко, как грибники, потому что плохо слышали. Но чем они ближе
подходили к молельному залу, тем бодрее становились. А у самого
входа в него голоса вообще взметнулись, чуть ли не до Божественного
Уха. И вдруг – резкая тишина, потому что они вошли туда. А один –
самый из них бравый, прямой, тут же сел покурить.
- Это
для того, чтобы отдышаться, - пояснил он и спросил между двумя
смачными затяжками: - А ид?
- Нет,
я русский. Но преподаю иврит.
- Он
русский – иврит преподает! – сказал старец Всеобщему Собеседнику
наискось и вверх и развел руками – на правой не было среднего
пальца.
- Ицик, перестань курить:
ты забываешь, где находишься! – закричал заполошно поднимающийся
старичок.
- Залман,
ребе делает для меня исключение, - сказал Ицик, высясь в виде
величавого бюста, - я – его правая рука (насмешливым взглядом он
скользил по грани правды и неправды: хотите – принимайте это за
шутку).
Если бы Портос был
евреем, он в старости, наверное, так же бы пошучивал со своим другом
д'Артаньяном.
-
Этот осколок недавно только проснулся,
- продолжил беседу со мной Ицик. – Чем он все эти годы занимался?
Из-за него теперь не разрешают машину водить, говорят: нога слабая,
плохо выжимает газ! Уже очередь подошла как фронтовику, цвет можно
выбрать – или вороного цвета, или салатного…
Только старики приступили
к молитве, прибежал снизу сердитый кладовщик: что-то к ним протекает
– нужно проверить. Помешкав, я все же прошел через молельный зал к
трубам и, раз уж они не текли, по пути прослушал проповедь.
Раввин говорил о споре
мудрецов Талмуда. Кого в первую очередь спасать из двоих тонущих –
еврея или гоя? Одни считали, что – представителя избранного народа
именно за то, что он избранный. Другие – что непременно гоя, чтобы
не думали плохо о евреях. А вывод был простой: надо вытаскивать из
воды в первую очередь того, кто ближе к берегу…
Когда старики после
молитвы сели за трапезу, из кухни вышла красивая башня женской плоти
и подала мне тарелку с куском курицы и рисом. Потом она достала
зеркальце и потрогала брови, свеженакрашенные в парикмахерской:
«Такие крылья! Крылья!» - словно подбадривая себя, вслух пропела
она. «Я позвоню?» - спросила она и растерянным голосом попросила:
«Алло, можно Лизу?» И вдруг, переменив будто не только голос, но и
горло, бронхи и все тело, закричала в отчаянии:
- Лизка!
Сука! Это Хая тебе звонит. Не приходи на молитву! Ленчика моего
увела да еще в храм ходишь – он ведь был такой хороший, - тоскливо
она протянула в конце. И вдруг снова сменила тон: - Я тебя убью!
Нет, не убью, у меня есть трое знакомых парней, я им заплачу, они
тебя побьют, такая красавица будешь! Отдай Ленчика.
Я, в изумлении от выброса
страстей, взмолился: не богохульствуйте в своем храме! В ответ Хая
принялась мне разумно все объяснять:
- Она Ленчика увела от
семьи! Я-то его не уводила от семьи: его на всех хватало…
Ну, разумеется, соперница
Лиза приняла вызов: пришла вечером вместе с новозавоеванным Ленчиком
на молитву. У нее была такая же палеолитическая красота, как и у
Хаи, только волосы авантюрно очень коротко обстрижены, нежно
усиливая притяжение хозяйки их. Они еще покрашены в какой-то лунный
цвет. Хая появилась, горько глядя на меня (зачем ты ее пустил),
потом села наискосок от Лизы и помолчала. Вдруг резко вскрикнула:
«Отдавай за Ленчика кольцо!»
- А
ты, оказывается, не такая дура! С печаткой именной - память о маме,
не отдам.
Хая с отчаянием оглядела
ее всю:
- Тогда…
отдавай сумку!
- Эту
не могу, а дома посмотрю, - миролюбиво отвечала Лиза.
Предмет раздора,
отзывающийся на имя Ленчик, посидел, поулыбался и пошел на молитву,
приняв вид: «А, кому достанусь – тому и ладно!» Хая бешено вела
переговоры о сумке, чтоб потом глядеть на ее тисненую кожу и
презрительно вспоминать Ленчика, который другой цены не достоин в
жизни, мерзавец, соблазнитель, без тебя обойдусь!
Только поздно вечером в
синагоге образовался кусок тишины, и я решил устроить смотр своего
рабочего места. У входа в сторожевую комнату висела доска
объявлений: «Наконец-то мы нашли хормейстера! Приходите попеть»,
«Для жизни на Земле обетованной ищу женщину соответствующей
национальности», «Куплю шекели»… В самой комнате толпилось все: от
грешного до святого. В углу стоял телевизор, а в противоположном
углу, в сейфе, лежал свиток Торы – на махровом чистом полотенце. И
серебряная рука с величественно воздетым пальцем терпеливо ждала до
утра, когда ею будут водить по священным строкам.
Отложив в сторону взятого
в библиотеке Даймонта («Евреи, Бог и история»), я открыл блокнот
«Черновых записей охраны». Сендерецкий писал красивыми печатными
буквами:
«Принял дежурство. Не
работают сигнализация, телефон и директор синагоги. Вызвал дежурного
техника по сигнализации, а к директору кого вызвать, не знаю».
Да, народ Книги – каждый
хочет продолжать Книгу собой или через себя.
Я еще полистал. Бросились
в глаза задумчиво идущие строки: «Хорошо помню своего армейского
старшину батареи управления, призванного с Закарпатья! Он каждое
утро, прохаживаясь перед строем в безупречно отглаженном
диагоналевом мундире и хромовых сапогах, разговор начинал с одного и
того же:
- А
Сендерский при утреннем подъеме опять за поушами мандавошек шукал!»
Сегодня утром ведь я его
спросил: «Рая Сендерецкая кем-то вам приходится?».
- Сестра,
на пять месяцев моложе…
- ?
- Двоюродная.
Я пытался ему объяснить,
как Рая умудрялась передать в лекциях это ощущение серебряного века:
грозы пополам с тлением! Тут у Александра лицо несколько раз быстро
просветлело и затемнилось:
- Мне
тоже хотелось стать филологом, учился целый год заочно, но из армии
каждый раз с боем на сессию приходилось прорываться, просто оставляя
куски самого себя! - видно было, что слово в Сендерецком бурлит,
корешками туда-сюда стреляет, еще вот удобрений просвещения ему
подсыпать, и полезли бы пышные купы глаголов!
Ночью звонил
прямоугольный голос, служебный: «Проверьте все - у вас сработала
сигнализация». Я добросовестно обошел синагогу: никого нет.
- Позвоните
на пульт, - потребовал милиционер.
Вы ночевали в большом
пустом помещении когда-нибудь? Там отсутствие живой души ужаснее
присутствия призраков! Все время какие-то автономные воздушные
потоки шелестят, имитируя шепот, здание потихоньку садится,
неравномерно потягиваясь, как бы располагаясь на долгий сон. При
этом подпороговые звуки раздражают слух. Если ты задремал, они
плетут сюжеты сновидений, и вот уже мои ноги неравномерно шагают
вниз по лестнице, а я стараюсь открыть тюбик суперклея, чтобы
склеить там что-то…
В шесть часов ожил
домофон и голосом директора сказал: «Миша, впусти». Борис Штерн в
своей темно-синей форме и в фуражке с кокардой свирепо поздоровался
и спросил, как прошла ночь.
-
Да вот – хотели синагогу
унести, но я не дал.
- Ну и ну! – властно начал
он возмущаться, тыча указательными пальцами, словно укрощая
еврейскую вольницу (такое ощущение, что он с трудом удерживается,
чтобы не повесить кого-нибудь мысленно на рее, а вообще все было
похоже на стрельбу по-македонски). – Эти евреи чего только не
придумают! Шестьсот тринадцать запретов и предписаний! Причем
запретов больше. Какой тоталитаризм! – кричал он внутрь пустой
утренней синагоги, как-то игнорируя надпись справа от ларца с Торой:
«ПОМНИ, ПЕРЕД КЕМ ТЫ СТОИШЬ».
-
Вы
тут антисемитом не станьте невзначай, - сказал я. - На такой вредной
работе.
- А
кто мне возместит потерю веры в еврейство! Оклад, который я здесь
получаю, не покроет крушения моих иллюзий! Почему-то русская женщина
может работать на кухне – это кошерно, а открывать в праздник должен
я приходить! Вставать в пять утра! – и он отправился в сторожевую
комнату досыпать до утренней молитвы.
У меня создалось такое
ощущение, что актер работал над своей ролью, набрасывая краски. Но
это репетиция, а вскоре он выступит перед настоящими ценителями.
Я стоял и смотрел на
непобеленный потолок синагоги – слишком что-то обширная память о
разрушенном Иерусалиме! Ведь нужно правоверному иудею оставлять
участок примерно в три ладони – неотремонтированным. Но начали
подходить на молитву старики и объяснили мне, что просто не хватает
средств построить высокие леса. Ну, я надеюсь, что на стаканы-то
хватает, которые еврейские женихи должны бить на свадьбах, чтобы
напомнить всем о разрушении Храма.
…и вдруг посреди синагоги
поплыла деревенская горница моего детства, свадебный стол, а над ним
– пылающие самогонным духом вятские глаза. И тут мужики взмывают еще
выше! Это они встают – прикипают губами к стаканам и … весело
отбрасывают их вниз, вызывая в моей груди изумление: значит,
взрослые тоже иногда забавляются, а не просто скучные и всегда
работают? Потом гости стали бить тарелки, а кто-то кричал: «Бей
мельче – будет жить легче!» Невеста все добросовестно подметала, не
упуская ни одного осколка (ведь каждый из них: это будущая увесистая
семейная денежка). Кто-то заметил, что тарелка вдребезги – это целка
вдребезги, а значит, продолжение рода.
Почему-то я стал
рассказывать Ицику, усевшемуся покурить, про персидских ткачей,
которые тоже вплетают в ковры нитку другого цвета, чтоб не
получилось совершенства – нельзя конкурировать с Всевышним.
-
Вот
ты все знаешь, а скажи: что Залман нарушает, поднимаясь по лестнице?
- Ничего,
- растерянно ответил я.
- Эх
ты! Не зря со мной сам ребе советуется! Залман же с сумкой идет –
работу делает, а в субботу нельзя ничего переносить!
Потом старики, как всегда
перед молитвой, взяли общую тему для рассуждения. Звуковая картина
этого собрания была такой: абсолютная тишина, бодрый голос излагает
тезис, потом дикие крики, кажется – смертоубийство близится, затем
резко все стихает, и звучит другой голос.
- А
можно ли в субботу с женой?
- Я
у ребе спрашивал. Он сказал: не только можно, но и нужно. Кто
уклоняется, тот нарушает великий шабес.
- А
хорошо, Нафтали, что твоя жена не ходит молиться, а то бы она каждую
субботу требовала: нужно, нужно!
- А
твоя, Залман, уже и не требует – знает, что бесполезно!
Тут крики, мелькание
кинжалов в голосах. Потом в тишине повисает задумчивый вопрос:
- А
как насчет резиновых изделий – в субботу можно?
- Ты
думаешь: в другие дни разрешено!
- Чтоб
было понятно, я скажу так: есть хлеб и мед – намажь мед на хлеб, а
потом лижи с другой стороны. Что – сладко тебе будет? И где же тут
субботняя радость! Звонил? (Это уже вопрос молодому сторожу, который
пришел сменить меня).
- Звонил
вчера.
- Ну
и как теща?
- Бегает,
как падла.
Тут мой сменщик сам,
представившись Максом, за полминуты рассказал мне свою историю:
вернулся из Израиля – от тещи сбежал, заела (теща, она и в Израиле
теща). У нее еще в России тазобедренные суставы отказали, а в
Израиле – пожалуйста! – поставили вместо них металлокерамические.
Вот тогда-то она и заносилась по дому и по жизни Макса…
- Старость
не радость – правда ведь, Михаил Иванович? – вдруг закончил Макс.
-
Тебе виднее, - сказал я, понимая, что,
видимо, от тещи он приобрел привычку заканчивать беседу щелчком
лихой фразы или вывертом как бы юмора (ну а мне пришлось исполнить
свою скромную партию в оркестре общения).
И вскоре я уже говорил
жене: эти еврейские старики покрепче русских – в восемьдесят лет они
обсуждают судьбоносный вопрос презерватива.
-
Русские не пили
бы, так были бы и покрепче, - ответила Нинико.
Прoдoлжeниe
в cлeдующeм
нoмeрe
|