Aлeкcaндр
Xургин, Чeмнитc, Гeрмaния
Не спас
Раньше
Игорь Семёнович считал и был уверен, что по его фамилии определить
ничего невозможно. Относительно происхождения и национальной
принадлежности. Он думал, что фамилия у него никакая, в том смысле,
что нетипичная и нехарактерная. Швецкий. Не от слова "швед",
конечно, а от слова "швец". Портной, значит. И имена у родителей его
были, ничего конкретно не говорящие. Отца вообще, как Будённого,
звали - Семёном Михайловичем, а мать тоже имя интернациональное
носила: Инна Мироновна. То есть, возможно, при рождении назвали их
не совсем такими именами и отчествами, в 1918-м и 1920-м годах.
Тогда у многих ещё сохранилась народная традиция и привычка называть
детей более откровенно и по-своему. Но те метрики и другие
удостоверения личности не сохранились во времени, и в паспорта
внесли им имена-отчества вышеупомянутые. И в свидетельствах о смерти
те же имена значились. И на памятнике. Игорь Семёнович общий им
памятник поставил на двоих. Поскольку всю жизнь они вместе прожили,
одной семьёй, в одной квартире. И со смертью, значит, ничего у них
не изменилось. Об этом Игорь Семёнович позаботился. И о себе
одновременно - тоже он позаботился. Потому что на одну могилу ходить
всё-таки удобнее, чем на две в разных местах. Тем более ходил он к
родителям своим часто. Особенно если по сравнению с другими.
Во-первых, на дни их рождения ходил. Во-вторых, на день смерти. Они
в один день умерли. Не вместе и сразу. Нет, умерли они в разные
годы. Но оба пятого сентября.
Ну, и
обязательно весной, когда земля подсыхала, приходил к родителям
Игорь Семёнович. Чтобы убрать грязь, за зиму скопившуюся, цветы
посадить, то, сё. Да и так заходил он, без повода и причины. Когда
настроение соответствовало. Что тоже случалось чаще, чем хотелось
бы. А по аллеям походит, посмотрит на чёрных ворон и собак
кладбищенских - свободных и независимых существ, которые, правда,
всё равно о смерти напоминают, - и легче вроде жить, какое-то время.
Он даже с
удовольствием некоторым по кладбищу гулял, Игорь Семёнович. Как по
парку культуры и отдыха. Памятники разглядывал, то, что живые о
мёртвых на камне пишут, читал. А кроме того он выяснил, что на
кладбище, точно так же можно своих знакомых встретить, как и на
улицах города. Только в городе встречаешь тех, кто ещё жив, а на
кладбище - тех, кто уже мёртв. Таким образом он директора своей
школы встретил, Сотника Ивана Демидовича, и доктора Юрия Рябова,
маму в самом конце лечившего, и своего однокашника Лёньку Гусева,
который был живее всех живых в группе, здоровее и жизнерадостнее.
И в общей
сложности двенадцать лет ходил сюда Игорь Семёнович время от
времени, и всё было тихо, спокойно, как подобает, несмотря на
нервную политическую обстановку в стране. А потом, значит, началось
и пошло с год назад вразнос, как по маслу.
Пришел он
новой весной к родителям, смотрит, а памятник на земле лежит.
Навзничь. Не разбит, не осквернён ничем, но - на земле. Игорь
Семёнович подумал, что, может, упал он. Сам по себе, без
человеческого участия и умысла. Ну, земля поползла под воздействием
снега и талых вод. Земля же на кладбище жирная, скользкая - вполне
могла поползти. И в тот, первый раз, Игорь Семёнович нанял рабочих
местных, могильщиков, и они за некоторую - не малую, но приемлемую -
сумму восстановили памятник на прежнем месте. Сказав, что теперь
будет стоять, не хуже, чем у Ленина - никуда не денется. А через
неделю буквально Игоря Семёновича что-то как в бок толкнуло. Он ехал
в троллейбусе - по работе ему надо было - и неоправданно ничем вышел
на предпоследней остановке. А не на последней, как полагал по ходу
дела и по логике вещей. И пошёл по асфальту. Дошёл до кладбища, до
могилы добрался - опять памятник лежит. На боку. И через обе
фотографии краской зелёной полоса проведена. Жирная полоса. Прямо по
лицам. Справа налево и наискось. А внизу, почти у самого основания,
написано: "Ха-ха-ха".
Ну, тут,
конечно, деваться Игорю Семёновичу стало некуда и всё он понял как
есть. Понял, что имеет дело с актом вандализма так называемым - о
них в газетах не раз писали. Он это ещё и потому понял, что осмотрел
другие памятники и могилы, те, которые вблизи располагались, в
радиусе обзора. И все они, если хоть намёк какой-нибудь содержали на
происхождение покойника нечистокровное, были как-нибудь испорчены.
Или той же краской памятники расписаны нецензурно, или куски от них
отбиты, а на одной фотографии усы к лицу кто-то пририсовал - опять
же зеленью ядовитой - и окурок к губам приклеил. А лицо и памятник,
и могила, само собой разумеется - женщине молодой принадлежали, в
родах умершей.
И
почувствовал Игорь Семёнович в себе злобу, и понял, что она
поднимается, и что он начинает борьбу не на жизнь, а на смерть.
Вернее - за смерть. Чтобы право смерти для матери своей и отца
отстоять, право на вечный покой. Правда, с кем он собирался вести
борьбу, было ему не известно. С невидимым противником, с фантомами.
И не с ними самими, а с результатами их деятельности. Выследить-то
такого противника невозможно. Разве только поселиться на кладбище,
на ПМЖ. Но тут - всему своё время и свой час. И раньше этого часа
никто на кладбище переселяться не должен, и стремиться туда - не
должен. И Игорь Семёнович не стремился. Он только понял, что с
рабочими договариваться об установке памятника - неэффективно.
Никаких денег не хватит с ними договариваться. Да и кто даст
гарантию, что не они же сами памятники и валят? В целях получения
дополнительного левого заработка. От мужчин с такими лицами и с
такой профессией можно ожидать чего угодно. Они посреди смерти
работают, ежедневно, их проблемы и чувства живых людей давно не
интересуют. Их только свои собственные проблемы интересуют: чтоб не
стеснять себя в еде и в питье, а также в средствах передвижения и
проведения досуга вне территории кладбища.
На всякий
случай и для очистки совести, Игорь Семёнович всё-таки зашёл к ним,
сказал, что над мёртвыми кто-то глумится и издевается беззастенчиво,
мол, разве это допустимо? А они сказали ему:
“Мы ничего,
- сказали, - не знаем. Мы ж на ночь тут не остаёмся жмуров охранять.
И нам, - сказали, - за это не платят”.
Можно было
бы, наверно, ещё в милицию обратиться, но Игорь Семёнович о таком
варианте и ходе даже не подумал. Не пришла ему милиция в голову. А
сделал он, значит, вот что. Он себе у соседа, лет пять уже без
перерыва пьющего, автомобиль купил. То есть не автомобиль, конечно,
а "Запорожец" старого образца. За сто долларов сосед ему этот
"Запорожец" с дорогой душой продал. Причем в отличном состоянии.
Руки-то у соседа хорошие были, когда не пил он. И у самого Игоря
Семёновича тоже руки откуда надо росли. И не боялся он, что машина
старая и в эксплуатации ненадёжная - поскольку вполне мог с нею
совладать своими силами и своим умом. А к машине он докупил лом с
лопатой, растворитель и цемент. Задние сидения вынул, всё это туда
сложил и там оно находилось. Всегда. И каждую неделю, в воскресенье,
стал Игорь Семёнович по одному и тому же маршруту на своём
"Запорожце" горбатом ездить. Приедет с утра, поставит памятник в
вертикальное положение, зацементирует. Если краской он испачкан -
растворителем краску смоет. Посидит, покурит и уезжает отдыхать
после трудовой недели. А в следующее воскресенье опять едет. И опять
то же самое делает. Делает и думает:
“Я всё
равно упрямее вас, гадов”, - и: - “Только бы, - думает, - памятник
не разбили и не уничтожили или - что ещё хуже, не украли. А если, -
думает, - попадётесь мне по какой-нибудь счастливой оплошности, убью
я вас ломом или лопатой, в зависимости от того, что под рукой
окажется. Убью и даже о добре и зле при этом не задумаюсь”.
Короче,
долго он так ездил. Всю весну и всё лето, и всю осень дождливую, и
всё начало зимы. Как на работу ездил. И понял, в конце концов, что
на своё терпение зря он надеялся и полагался и что не такое уж оно
железное, и вполне может лопнуть. А главное, неясно, что делать,
когда терпение всё-таки не выдержит - жить продолжать или чем-то
иным заняться.
И тогда
стал Игорь Семёнович думать. Тут же, на скамейку присел и думает. И
придумать ничего не может. Так бы он, наверно, ничего стоящего и
путного и не придумал, если бы не ворона. Которая, как в страшном
кино, на кресте сидела. Уселась и сидит, значит. Головой вертит то
вправо, то влево. Вот она и натолкнула Игоря Семёновича на эту мысль
нестандартную. Вернее, не она, а то, на чём она сидела. Крест
имеется в виду кладбищенский, вот что. Обыкновенный деревянный
крест.
И позвонил
Игорь Семёнович шефу, и попросил на завтра отгул. А завтра поехал он
к ребятам на завод, где раньше, ещё при советском строе, работал, и
заказал им крестик небольшой изготовить - из нержавейки. Ребята
заводские, конечно, удивились - зачем ему это понадобилось, - но
крестик сделали, без вопросов. Прямо в присутствии Игоря Семёновича.
Сантиметров пятнадцати высотой крестик, не больше. И денег не взяли.
По старой памяти и дружбе и в знак солидарности всех трудящихся.
Игорь Семёнович сказал им большое спасибо от всего сердца и поехал с
крестиком своим на кладбище. А дома он ещё дрель в машину бросил
ручную, коловорот по-старому, и сверло, каким кафель сверлил, когда
в ванной комнате ремонт делал.
Приехал -
памятник стоит. Не успели ещё с ним расправиться со вчера. Ну, Игорь
Семёнович достал коловорот, сверло в патроне зажал и сверху в
памятнике отверстие просверлил вертикально. Довольно легко оно
просверлилось, в так называемой мраморной крошке. А в отверстие он
влил цемента разведенного и крестик туда же вставил. И в "Запорожце"
посидел, пока цемент схватываться начал. А после он решил ещё
посидеть - подождать, чтоб застыл цемент достаточно крепко.
Он так
думал себе, Игорь Семёнович, когда все эти действия производил:
"Родители меня, - думал, - за этот крест не осудят, поскольку не
были верующими при жизни, не успев дожить до свободы и открытости
всех вероисповеданий без разбору. А Бог, если он, конечно, есть,
тоже меня поймёт. И, возможно, простит при случае. Потому что не
может же он не понять, что я это не ради себя делаю, а ради
родителей своих. Чтобы дали им, наконец, заслуженный покой. А то при
жизни они его в глаза не видели и сейчас не видят. Разве это
справедливо и по-божески?"
И всю
последующую неделю Игорь Семёнович даже злорадствовал наедине с
собой втихомолку. Представлял себе, как подходят эти сволочи к
могиле, а на памятнике - крест. Они смотрят на него, смотрят друг на
друга и уходят. Не солоно, как говорится, хлебавши. И ехал он в
следующее воскресенье на своём "Запорожце", веселясь внутренне и
насвистывая. Хотя на кладбище, веселясь, нормальные люди не ездят.
А когда
приехал и вышел из машинки своей, морально и физически устаревшей, и
к могиле вплотную приблизился, весёлость его истаяла и иссякла. В
один фактически миг. Потому что памятник теперь не только лежал на
земле, но и разбит был что называется в мелкие дребезги. И крест, в
грязь втоптанный, рядом валялся.
Не защитил
он, значит, родителей Игоря Семёновича. Не спас. Наверно, потому не
спас, что всё против фантомов этих бессильно. Всё и все. Даже Бог
бессилен. Еврейский Бог, христианский... Оба бессильны. Что понятно,
если вдуматься, и объяснимо. Ведь оба они есть один и тот же,
всеобщий, единый и неделимый Бог, Бог, подаривший нам, людям, как
образ свой, так и своё подобие.
|