Литературный календарь
Июнь 2009
г.
В этом месяце родились:
6 июня
Александр Сергеевич Пушкин
(1799-1837).
210 лет со дня рождения
·
«Больше всего меня заинтересовало олимпийское равнодушие Пушкина.
Его готовность принять и выразить любую точку зрения. Его неизменное
стремление к последней высшей объективности. Подобно луне, которая
освещает дорогу и хищнику и жертве. Не монархист, не заговорщик, не
христианин - он был только поэтом, гением и сочувствовал движению
жизни в целом. Его литература выше нравственности. Она побеждает
нравственность и даже заменяет ее. Его литература сродни молитве,
природе... Впрочем, я не литературовед...» Сергей Довлатов
19 июня
Василь Быков (1924-2003).
85 лет со дня рождения.
«На медную доску в Белaруси я
никогда не рассчитывал, а вот осиновый кол, думаю, мне там вобьют с
удовольствием», — сказал как-то находящися в те годы в изгнании
Василь Быков. Вышло все так, как он говорил. И не так. “Кто из
белорусов достоин Нобелевской премии?” — проводилось в 2002 году
такое исследование. “Только Василь Быков”, — однозначно ответило
большинство минских респондентов. Так считали не диссиденты,
ненавидящие режим Лукашенко, а обычные люди. Неважно, что про него
говорили официально, главное — его любили.
23 июня
Анна Ахматова (Aнна Андреевна
Горенко) (1889-1966).
120 лет со дня рождения.
«До сих пор продолжается и, возможно, будет еще долго
продолжаться спор: кого считать первой женщиной-поэтом - Ахматову
или
Цветаеву? Цветаева
была поэтом-новатором. Если бы поэтические открытия
запатентовывались, то она была бы миллионером. Ахматова не была
новатором, но была хранительницей, а точнее - спасительницей
классических традиций от поругания моральной и художественной
вседозволенностью. Она сохранила в своем стихе и
Пушкина, и
Блока, и даже
Кузмина, развив его ритмику в "Поэме без героя". Ахматова была
дочерью морского инженера и провела большую часть детства в Царском
Селе, и, может быть, поэтому ее стихам свойственна величавая
царственность. Первые ее книги ("Вечер" (1912) и "Четки" (1914)
переизданы одиннадцать раз) возвели ее на трон царицы русской
поэзии. Она была женой
Н. Гумилева, но, в
отличие от него, так называемой литературной борьбой не занималась.
Впоследствии, после расстрела Гумилева, арестовали их сына - Льва.
Эта материнская трагедия объединила Ахматову с сотнями тысяч
российских матерей, от которых "черные маруси" увозили их детей.
Родился "Реквием" - самое знаменитое произведение Ахматовой. Это
плач, но плач гордый. В 1946 году вместе с сатириком Михаилом
Зощенко Ахматова подверглась издевательской критике в партийном
постановлении "О журналах "Звезда" и "Ленинград"". Ее оплевали -
низко и жестоко. Ей запретили публичные выступления, потому что,
когда она где-нибудь появлялась, все невольно вставали. Но умер
Сталин, вернулся вместе со многими другими сын Ахматовой, и началась
ее вторая слава».
Евегений Евтушенко
10 июня 1949 года родился
Евгений Минин.
60 лет со дня рождения.
Поэт,пародист, ведущий рубрики «Пародист
представляет...» в журнале «Флорида».
От имени всех читателей нашего журнала поздравляем
Евгения Минина с его первым серьезным юбилеем. Желая, по старой
еврейской традиции, ему 120 лет жизни, мы в тайне надеемся, что
именно столько лет ежемесячно будет еще радовать он своими стихами и
пародиями читателей «Флориды».
Поскольку мы уверены, что лучше, чем поэт(хороший
поэт!) о другом поэте не скажет никто, дадим слово Александру
Кушнеру:
«Евгений
Минин, кажется, единственный сегодня поэт, работающий в жанре
поэтической пародии, а ведь были когда-то и Александр Архангельский,
и Зиновий Паперный, и Александр Иванов… Этот жанр требует от
пародиста тонкого понимания поэтических стилей, точного поэтического
слуха, умения отличить настоящий талант от его имитации, и, конечно,
юмора. Особенно трудно писать пародии в эпоху, когда создается
множество стихов, пародийных по своей сути и в пародии не
нуждающихся: они смешней любой пародии. Тем значительней
представляется мне заслуга Евгения Минина, умеющего и в этой сложной
и печальной ситуации создавать острые пародии, напоминающие
зарвавшимся и завравшимся стихотворцам об ответственности за
поэтический смысл и слово».
Евгений Минин
ПОЭТ
Поэт – неповторим,
он так
подобен чуду,
Беспомощный порой,
порою – едкий
шут.
Порой настолько мал,
что виден
отовсюду,
Порой настолько тих,
что слышен там
и тут.
Не требуй от него
геройства и
отваги,
Он плачет по себе,
и плач летит
во тьму.
Чужую боль несет
на листике
бумаги,
Необходимый всем,
не нужный
никому.
|