Нoвыe cтрoки нoвoгo вeкa
Юрий Беликов,
Пeрмь
Юрий Беликов
родился в городе Чусовом Пермской области в 1958 году. Автор двух
книг стихов «Пульс птицы» и «Прости, Леонардо!». Получил Гран-при и
звание «Махатма российских поэтов» на первом Всесоюзном фестивале
поэтических искусств «Цветущий посох», проходившем на Алтае. В
начале 90-х был самым юным членом редколлегии журнала «Юность», где
открыл рубрику «Русская провинция». В газете «Трибуна» вел рубрику
«Приют неизвестных поэтов». Составил и издал книгу с одноименным
названием, куда вошли произведения 40 авторов глубинной России.
Основал движение «дикоросов - тех бесприютных творцов, кто «не
рассчитывает на приход садовника и любовь Родины». За это и был
уволен в очередной раз. В Великих Луках награжден Орденом-знаком
Велимира «Крест поэта», вручающийся «за утверждение идеалов великой
русской литературы». Разными составителями стихи включались в
«Антологию русского лиризма. ХХ век», «Самиздат века, «Антологию
русского верлибра». Живет в Перми.
У
МЕНЯ ИСЧЕЗАЕТ ИМЯ
* * *
У меня исчезает имя.
Чёрные буквы его сливаются –
так слипаются сладкие собаки
да гробы почивших схимников,
поставленные друг на друга
на дне монастыря.
Исчезает у меня имя…
Это свалка велосипедов:
не понять, где цепь, где
колеса,
где звонок, а где руль.
Имя у меня исчезает!
Ах, возьмите имяискатель,
Землю справа и слева обшарьте –
мое имя не зафонит:
только тёмная мышь еще не
замерзшей водицы
пискнет в заледеневшем ручье.
Что ж, дерзни, мое имя,
исчезнуть!
Как дерзало ты разрастаться
в ту пустынную пору, когда
имена исчезали иные.
Больше тень твоя не видна,
так изволь обратиться в
огонь!..
О, блаженство неузнаванья!
Все равно что истома славы:
ты идешь и всех узнаешь,
словно все узнают тебя.
Ты цепляешь шары новогодние
на тенелюбивые елочки,
сам же не застеклён, как
берёза,
и сквозь имя твоё просвечивают
звёзды, звери, свистящие травы,
подбородки других имён…
* * *
Мир возвращает мне мою же
страсть.
Уже задрожала тетива дальнего
космоса,
вобравшего голограмму моей
тоски,
уже, ломая руки и стеная,
спешит к подъезду обезумевшая
женщина
и пальцы обжигает «молнией» на
косметичке,
и тушит их о пепельницу
дверного звонка.
Уже полупрозрачная потаскуха,
растворявшаяся на моем диване,
моментально мутнеет,
и я открываю дверь,
и в комнату вонзается ласточка
коротеньких ножниц.
Уже я сам стою перед загнанной
дверью,
в чьих внутренностях замочных,
урча, копошится пятнистый
«афганец».
До чего наивен и пунктуален
космос –
стоит только поднять морду
вверх и завыть,
как небо пришлет заплаканную
служанку,
сотканную по вашему образу и
подобию -
оборотное зеркальце из
космической косметички.
Попросите у космоса милости
ужаса –
и она, искривившись в ребристом
пространстве,
оглушит вас нечаянным
очарованием!..
Подойди ко мне, скулящая
двойняшка.
Дай уколюсь о твое колье,
дай разорву его одним махом,
чтоб созвездие Близнецов,
под которым рождён еще Пушкин,
от меня отступилось…
* * *
Я – всего лишь пугливая тень
собственных стихотворений,
Бог знает, когда написанных
и, Бог знает, кому посвященных.
Меня узнают на улице
взрослые дети моих постаревших
любовниц,
подходят, демонстрируют свой
стихотворный прикид,
и я про себя отмечаю,
что у стихов, Бог знает, когда
написанных
и, Бог знает, кому посвященных,
оказывается, тоже могут быть
дети.
Однако в кофейню нам лучше не
забредать –
здесь варят отвратительную
песенку
из зерен моих метафор,
растёртых до неузнаваемости
моим безголосым дружком.
Впрочем, как там в оригинале?..
И взрослые дети моих
постаревших любовниц,
переждав землетрясение ложки,
не достигающей рта,
перехватывают её и попеременно
кормят
меня какими-то приторными
словами,
и спрашивают: «Это вы
написали?»,
и я, передернув затвор кадыка,
им говорю: «Не я!»
А потом, прогнав по сосудам
золотые плоты алкоголя,
становлюсь назидательным:
«Дети!
Упаси вас Господь
от ошибочного удовольствия
лицезреть, как творенья
переживают творца.
Если б вы представляли, как это
невыносимо,
когда дятел вечности
долбит твою сердцевину
и там ничего не находит.
Отойдите. Не переношу дятлов!»
* * *
Глубокая осень.
Вытекшими глазами от дыма
сырого костра
Разглядываю, как чёрная нитка
суровая
в пространство иглы не
вдевается.
Так не вдевается стая гусей
перелетных
В игольный разрез октября.
Глубокая осень.
Вода в котелке замёрзла.
Поставлю его на огонь, полью
блаженную воду
на розовые ладони проснувшейся
маленькой женщины,
окаменело сидящей на
беспробудном бревне,
облизанном Сылвой.
Вчера мы пихтовым лапником
смели последние угли
и на прогретую землю
палатку поставили. Свечу в
палатке зажгли,
чтоб видеть друг друга. И звери
всю ночь смотрели театр
теней человечьих.
Глубокая осень.
Вот гуси вошли в поднебесье
и гоготом штопают разъехавшиеся
просторы.
Я тоже штаны зашиваю.
Совсем не годятся штаны.
Часа через два
мы вскинем привычно котомки
и на проселке, где нету почти
попуток,
угрюмый фургон остановим,
и я рядом с приторно-теплой,
холодеющей тушей коровы
в оцинкованном дребезге буду
уже нелюбимую женщину
в объятьях своих согревать.
ПИСЬМО ВОСКРЕСШЕМУ ДРУГУ
Сашка, я встретил тебя на
Кипре.
Ах, ресторан «Филоксения»,
где красное вино,
выжатое из винограда ступнями
рабов древнеримских,
можно заесть апельсином,
только что срезанным с ветки,
или же апельсин,
только что срезанный с ветки,
красным запить вином,
выжатым из винограда ступнями
рабов древнеримских!
Когда чернокудрые мальчики
с синими глазами
поставили на наши столики
по третьему кувшину
и, развернув мою спину,
с эстрады брызнула музыка,
Сашка, я увидел тебя!
Как будто бы захотев обнять,
но так и не решаясь
дотронуться
до вздрагивающих плеч
сразу двух гречанок,
с волнующимися руками
ты танцевал «Сиртаки».
Сашка, это был именно ты!
Сашка, я сейчас понимаю,
почему тебя схоронили на
кладбище,
которое именуется Южным.
Уралец, откуда в твоих стихах
столько солнца?
Отчего, говоря про осенний
куст,
ты писал:
«Катался куст, как апельсин»?
А Сашка уже распалил публику,
а Сашка уже подлетел к нашему
столику
и увлек за собою в танец
мою кунгурскую подругу,
и, когда та, восхищенно дыша,
приколола к его колотящейся
рубашке
значок под названием «Пермь»,
загадочно улыбнулся
и скрылся в аплодисментах.
И тут я впервые понял:
Художники незаметно
Уходят в свои картины,
расставленные по свету.
Я рад за тебя, Сашка:
на Кипре такое море,
которое мне встречалось
только в твоих стихах!
Что сказать тебе на прощанье?
После нашей немыслимой
встречи
На столе моем атлас мира
книги прочие заменил.
Я теперь с интересом читаю
собственные стихи:
любопытно, в какой стране
меня встретят мои друзья?
|