Джек НЕЙXАУЗЕН,
Майами-Торонто-Нью-Йорк –Сингапур.
ЭХО МОЕГО
ДВОРА
Продолжение.
Начало в #05(101), 2009г
Прощаясь с Лусисами, я должен ещё рассказать об
одном «секрете» этой квартиры. В «девичьей» комнате там жила Сара
– немолодая пианистка-ленинградка, сосланная ещё до войны в
Магадан. Освобожденная где-то в середине 50-х годов, без права жить
у себя в Ленинграде, она каким-то образом попала в Ригу, и Лусисы
сдали ей комнатушку. Возможно, они даже и не брали у неё денег, так
как люто ненавидели советскую власть, a Сара была жертвой «красного
колеса». Лусисы считали себя тоже униженными и порабощёнными (как и
большинство латышей), так что в ней они видели «свою»... У Сары не
осталось в живых никого из родных, кроме сына в Магадане. Почему он
не с ней, как была сослана Сара и за что, моя мама, дружившая с ней,
конечно, знала. Но мне об этом никогда не рассказала. Увидев эту
скромную, маленькую женщину с грустными глазами, любой бы понял, что
она – одна из многочисленных жертв «власти народа». Квартирантка
Лусисов никогда не принимала приглашений ни на какие семейные
праздники. Меня обычно после наших «гулянок» всегда посылали отнести
Саре что-то из еды. Постучу в комнатку, дверь приоткроется, отдам
всё и услышу тихое: «Спасибо, Яшенька».
Иногда я заходил к Саре вместе с мамой,
предварительно получив от неё указания: «Ничего не трогай! Если Сара
предложит что-то сладкое, вежливо откажись!» Как тактична была моя
мама! Она прекрасно знала, что Сара с трудом сводила концы с
концами, ведь со своим советским «волчьим паспортом» получить
нормальную работу она не могла. Я помню её комнатку, маленькую и
чистую. Всё в ней было чуть ли не стерильным. Много книг, аккуратно
сложенных в стопку, одна на другую. Помню одну-единственную
фотографию на столике возле кровати. На снимке - молодая Сара в
белом платье, вся она какая-то лёгкая, улыбается, рядом с ней
интересный мужчина в военной форме и мальчик лет трех-четырех.
Фотография старая, чёрно-белая, но как-то странно раскрашенная: лица
у всех розоватые. Позже, в разных альбомах я видел похожие
«художественные» фотографии. Обычно во время нашего визита Сара
сидела на кровати, а мама рядом, на единственном стуле, и они еле
слышно разговаривали о чём-то. Я устраивался у окна – на подоконнике
теснятся голуби, Сара их всегда подкармливала. К нам она заходила
нечасто, да и вообще почти не покидала свою комнатушку. Во время её
редких визитов закрывалась дверь в столовую, где Сара с папой и
мамой вели за чаем долгие разговоры. Приоткрывалась дверь, когда
мама шла на кухню за чем-то съестным и, увидев меня, на ходу делала
строгие глаза, прижимая палец ко рту: «Ш-ш-ш...» Я молчал, ни о чём
не расспрашивал.
Нельзя будет считать повествование о нашем этаже
достаточно полным, если не расскажу ещё про чердак и общий
лестничный балкон – они играли в детской жизни немаловажную роль.
Минуя небольшой лестничный пролёт, поднимемся к тяжёлой железной
двери (свидетелем скольких поцелуев она была!) Ключ от чердака,
большой и тяжёлый, дверь ворчливо скрипит... Мы на пороге
полутёмного царства – свет пробивается только через щели люков,
слышно, как на крыше воркуют голуби. У входа зажигаю свечку или
усиленно работаю «жучком» (помните, это такой фонарик, с трудом
загоравшийся, если его «накачивали», сжимая и разжимая пальцы).
Поэтому я предпочитал свечку. Накапав на балку воск, быстро прижимаю
к нему свечку. Держится! Из эмалированного таза беру бельё и начинаю
развешивать его на веревке, скупо пользуясь деревянными прищепками,
– их мало, а мокрых вещей много! Процесс стирки в 50–60-х годах был
простой: на кухонную плиту ставили бак, в котором «варилось» белое
бельё. Стиральный порошок тогда заменяло чёрное хозяйственное мыло,
нарезанное маленькими кусочками или размельченное на тёрке. Пар,
вода, корыто с железной рубчатой стиральной доской – мама
старательно трёт каждую вещь. Её руки становятся от воды
мраморно-белыми и морщинистыми. Я, как всегда, маме помогаю: стираю
всякие мелкие вещи – носки, майки, носовые платки…
Чердак был особенно
привлекателен зимой – хоть и замерзал тут до костей, интересно было
снимать с веревок промороженные вещи, которые нехотя сгибались,
точнее – с трудом складывались. Чердак всегда был причиной легких
споров между жильцами: «Заберите свое бельё – уже готово!», «Сколько
вы будете там свои тряпки держать?!», «Вы что думаете, чердак только
ваш?»
На чердак обитатели
дома обычно выносили из квартир старые книги, чемоданы и другое
ненужное барахло. Ваш покорный слуга вместе с друзьями всё это с
интересом обследовал. Летом под крышей пахло пылью и старыми
газетами – они имели особый запах! Попадались довоенные издания, с
разными рекламными объявлениями, не всегда понятного содержания, но
привлекавшими изображениями полураздетых дам, обязательно в чёрных
чулках «в сеточку».
Летом мальчишки
вылезали через люки на крышу дома и лежали на горячей жести (конечно
же, эти вылазки совершались втайне от взрослых, и родителям трудно
было нас здесь обнаружить). Уже тогда в крови было желание быть
загорелыми и оттого – еще более мужественными! Общий балкон также
был местом для солнечных ванн: оголяли свои худые тела выше пояса и
сидели, как истуканы, пока не поджаримся.. Признáюсь вам сейчас и в
некоторых более серьезных прегрешениях: ещё мы стреляли сверху из
рогаток по голубям, а я как-то выбил окно в квартире напротив –
хозяева, конечно, устроили скандал… Но, как говорится, не было бы в
жизни бóльших неприятностей!
О, вспомнилось ещё
нечто интересное: в стене напротив была замурована бутылка из-под
шампанского. Папа говорил, что строители таким хитроумным способом
«отомстили» владельцам дома (может, те мало им заплатили?), и когда
был сильный ветер, в «квартире с бутылкой» как будто кто-то завывал!
Представляете, как это её жильцам было приятно! Правда это или нет,
не знаю, но, будучи недавно в Риге, сделал с «моего» балкона
фотографию этой достопримечательности!
Рассказав почти обо всех запомнившихся
мне обитателях нашего дома и о его «тайнах», я не могу обойти своим
вниманием дворничиху. Несмотря на прикованного к
постели мужа, эта старуха с испитой физиономией имела железный
характер. Она была всюду! С метлой и со шлангом, за спиной каждого
почтальона, водопроводчика или электрика. Это она показала мне
«фокус», как, просунув между стеклышком и корпусом электросчётчика
кусочек фотопленки, можно остановить «накручивающее рубли» колёсико,
и предупредила, что с таким хитрым приспособлением в квартире надо
внимательно следить, кто стучит в дверь: «Русские тебе покажут, если
поймают!» Это слово «русские» применялось ко всему послевоенному,
непонятному, новому, одним словом, – красно-советскому. Я пустил
среди соседей слух, что муж нашей дворничихи, служивший в немецкой
армии, был ранен под Сталинградом. Всегда хотелось досадить
представителям этого «дворницкого племени», так как я наслушался
немало рассказов о том, как вели себя рижские дворники в фашистское
время. Хорошего в их поступках было мало... Квартира нашей
дворничихи была заполнена «разношёрстной» мебелью и всевозможным
домашним скарбом. По словам папы, всё это было добыто ею из
брошенных бывшими жильцами квартир, чаще всего – еврейских.
Но, несмотря на такое неприглядное
прошлое, дворничиха всегда находила во мне внимательного слушателя.
Под рюмку она вела долгие рассказы (прерываемые кашлем «раненого»
мужа и его просьбами дать выпить) о старом времени, «нетронутом»
русскими (под эти словом подразумевались коммунисты, домоуправление,
райком, почтальон и все неместные пришельцы!) С каким удовольствием
она произносила старые названия улиц, парков, латышских и немецких
блюд!
Дворничиха рассказывала мне, что когда
«немцы ушли» (по-моему, при этом она даже слезу пустила), осталось
много оставленных в спешке «барских» квартир. Заселили в них
офицеров и солдат с женами, и откуда им, бедным, было знать, что к
чему здесь, в этой загранице?! Так вот, некоторые жены советских
военнослужщих на танцы ходили в нижнем бельё – «комбинашках»!
Дворничиха клялась, что видела это собственными глазами, да и сама
продавала русским «дамочкам» всякие нарядные ночные рубашки. Папа
мой, коренной рижанин, несмотря на ненависть к дворничихе,
подверждал, что всё это – не миф, а действительно «имело место
быть».
На снимке: Рига, 50-е годы, Бастионная горка. Фото
из архива Владимира Соркина, Москва.
|