В течение всего года Вс-вышний принимает раскаяние евреев, раскаяние тех, кто
всем сердцем вернулся к Нему. Несмотря на это, говорится в еврейских книгах,
дни года, начиная с первого дня месяца Элул и заканчивая праздником Йом Кипур
(Днем Искупления), - дни особого благоволения Вс-вышнего, специально
предназначенные для Тшувы(раскaпяния, возвращения). Для того, чтобы разобраться
в этом, необходимо вспомнить историю, в связи с которой Йом Кипур установлен
Вс-вышним именно на десятый день месяца Тишрей.
Еврейские праздники принципиально отличаются от праздников и памятных дат
других народов. Они не связаны с материальными событиями в жизни людей, такими
как, например, праздник урожая или праздник наступления весны. Еврейские
праздники - точки года, которые отражают определенный переломный момент в
духовной жизни не только евреев, но и всего мира.
Так, праздник Песах - праздник, связанный с выходом евреев из
Египта, не случайно назван мудрецами "Днем освобождения". Этот день, начиная с
Сотворения мира, был предназначен для освобождения, и много раз в истории
именно это время приносило евреям вызволение из трудных ситуаций. Таким же
образом праздник Рош-аШана - еврейский Новый год - обнаруживает в душе
стремление обрести прощение Вс-вышнего за ошибки прошедшего года.
То же самое можно сказать в отношении месяца Элул,
предшедствуевшего осенним праздникам. Именно в новомесячье Элула Моисей
поднялся на гору Синай для того, чтобы получить вторые скрижали. Наверняка вам
известно, что первые были разбиты Моисеем незадолго до этого, когда народ, в
результате трагической ошибки, создал золотого тельца. Спускаясь с горы, Моисей
разбил только что полученные от Вс-вышнего скрижали, желая, как говорит Мидраш,
смягчить ответственность еврейского народа перед Вс-вышним. Вс-вышний же решил
уничтожить еврейский народ. Тогда Моисей стал молить Б-га о том, чтобы
еврейский народ остался жив, и приговор не был приведен в исполнение. И через
некоторое время Б-г опять приказал ему подняться на гору для того, чтобы
получить вторые скрижали, которые символизировали прощение еврейского народа.
Через месяц и десять дней после этого еврейский народ был окончательно прощен,
Моисей спустился с горы, неся новые скрижали. И oн начал учить евреев Торе.
Мудрецы указывают на большую разницу между первыми и вторыми
скрижалями. Во время получения первых весь еврейский народ находился на ступени
праведников. Во время же получения вторых евреи находились на более высокой
ступени Баалей-Тшува, раскаявшихся.
Настоящая Тшува, как известно, определяется только одним:
раскаявшись человек должен полностью отделиться от зла, которое делал до этого,
более того, должен потерять всякую связь с ним. Благодаря этому он становится
угоден Творцу, любим Им, в точности, как до совершения греха.
Тшува, совершенная нашими предками в то время, когда евреи,
получив Тору, раскаялись за совершенный ими грех и заслужили прощение
Вс-вышнего, дает нам силы сегодня - в дни месяца Элул и дни "Йомим Нороим"
(дни, разделяющие Рош-аШана и Йом-Кипур), совершив тшуву, исправить все
негативные поступки, речи, мысли, прошлого года, прийти, таким образом, к
празднику Рош-аШана, и Дню Искупления лишенными прошлых недостатков, искупив и
оставив их в уходящем году.
Нa вce интeрecующиe вac вoпрocы oбиудaизмe, иcтoрииитрaдицияx
eврeйcкoгo нaрoдa вaмвceгдa гoтoв oтвeтитьруccкoязычныйрaввин Aлeкcaндр Kaллeр,
305-803-5315.
|