09(69) Сентябрь 2006
|
|
|
Aлeкcaндр Лeвинтoв, Mocквa Прoлeтaя нaд
рoмaнoм вeкa Феномен
нашей жизни – во все времена, а в последние сто лет особенно –
вызывает собой мучительный соблазн и любопытство нас самих и
окружающих нас: «неужели такое возможно?». И мы и мир вместе с нами
живем в этом недоумении и изумлении от невероятного нашего искусства
жить несчастливо, невыносимо несчастливо. И у нас,
живущих на этом огромном и угрюмом острове, есть, помимо знания
собственно жизни, два зеркала, отражающих это невероятное
существование: собственная литература и мировая литература. Они очень
разные. «Мы»
Замятина, повести и роман М. Булгакова, «Доктор Живаго» Б.
Пастернака, произведения Шаламова, Гроссман, Солженицина, А.
Зиновьева и других – суровая и беспощадная правда о нас самих, о
нашей жизни: «да, это так!». Западная
литература представляет все это более символично, более аллегорично,
но и про эти, по большей части фантастические произведения мы с
уверенностью говорим: «да, это так!», узнавая себя и признавая их: «Слепящая
мгла» Кестлера, «1984» Оруэлла, «Пролетая над гнездом кукушки» Кизи,
«Властелины кольца» Толкиена, «Скотный двор» Шекли и другие. Написанный
в 1948-ом, прочитанный в конце 80-х, как теперь воспринимается
программный роман этого жанра «1984» – как прошедшая история или
бесконечный имперфект настоящего? Настоящий
комментарий – попытка ответа на этот, в сущности, покаянный вопрос:
так свершили мы покаяние и очищение или продолжаем гнить и гноиться
в мерзости сталинизма? Исходная
предпосылка
Трехзвенная
модель общества, принятая на вооружение Дж. Оруэллом, была описана
еше Платоном, постоянно воспроизводилась в истории на всем ее
протяжении, в новейшее время представлена схемой Самойлова в «тюремном
социуме» («вор-мужик-козел») и француза А. Турена («социальный
актро-социальный агент-социальная жертва»), однако для меня,
интересующегося антропогенезом, именно переход от трехзвенной модели
к так называемой «бушменской», четырехзвенной («вождь-жрец-воин-шут»)
обозначил грань, отделившую стаю приматов от человеческого общества.
Человек, уверяю вас, произошел от совести, и носителем совести,
этическим лидером был жрец. То, что мы до сих пор встречаемся с
трехзвенными социальными моделями, свидетельствует: 1) мы все еще в
процессе антропогенеза и 2)чем примитивней общество, тем вероятней в
нем трехзвенная модель, что блестяще доказывается Дж. Оруэллом в его
«1984». Цели «средних»
всегда двояки – с одной стороны, подняться выше на социальной
лестнице, с другой, – не упасть ниже, не оказаться в опасной
близости от параши. И только «Униженные и Оскорбленные» знают
подлинную цену и ценность справедливости, для них фатально
недостижимой, разве что с помощью огнива, феи или благодаря щучьему
велению. На мой, не
очень просвещенный, взгляд все дело не в вере в себя или
управленческих способностях, а в знании будущего, распределенном
явно неравномерно среди людей (это легко устанавливается
экспериментально). Тот, кому дано видение будущего, не рискует: риск
есть плата за незнание будущего. Тут неизбежен вопрос: почему одним
дано это знание, а другим нет? Все мировые религии, а также многие
языческие культы запрещают человеку знать будущее и оставляют
прерогативу этого знания мертвым. Те из живых,
что ближе всех к миру мертвых (не по возрасту, а именно по
сопричастности к нему), и формируют уровень «высших». Нами правят
мертвецы – и книга Дж. Оруэлла об этом. Как странно… вот
и Дж. Оруэлл заговорил о власти мертвых, а выглядит таким
рационалистом… Таким
образом, «верхние» мистически связаны с миром мертвых, средние –
яростные реалисты и вместе с тем вынуждены пребывать в постоянной и
тревожной двойственности, раздвоенности своих жизненных интересов и
ожидание, «низы» же жаждут чуда, а все вместе живут мифом – единства
веры, национальности и места пребывания. И все-таки
история знает пример многовекового равенства нищих – община
кумранских ессеев, дохристианский и раннехристианский коммунизм,
царство равенства и справедливости. Роль мелкой
личности в беспросветной истории Увы,
многовековая история России свидетельствует: чем ничтожней,
невзрачней или ненормальней правитель страны, тем больше в нем
самовластия, всесилия и веры в свою исключительность. Придуманный
Гофманом Крошка Цахес в России репродуцировался множество раз: Иван
Грозный, Гришка Отрепьев, Петр 1, Павел 1, Ленин, Троцкий, Сталин,
Путин. Другие народы как-то исхитрились иметь в своей истории не
более одного-двух Крошек Цахесов. И именно
ничтожность этих фигурантов нашей изможденной ими же истории
объясняет формирование вокруг каждого из них антиаристократического
клана: если короля делает свита, то пахана – кодла камеры. Теперь мы
называем их олигархами. До того – членами Политбюро, Григориями
Распутиными, Аракчеевыми, Александрами Меньшиковыми, Малютами
Скуратовыми и прочими опричниками. Каждый раз,
читая ныне «1984», мною забывается, что это – фантазия, написанная в
1948 году, настолько актуальны идеи Дж. Оруэлла сегодня. Не следует
при этом упускать только два очень важных момента: 1)
олигархия – это не только совместное владение львиной долей
собственности, это – власть. В этом смысле современные российские
олигархи – все те же 400 воров в законе, держащих весь криминальный
мир в своей узде 2)
наши олигархи не имеют никакого опыта владения, а, стало быть,
ответственности за захваченные ими собственность и власть: отсюда их
постоянные попытки украсть у самих себя, боязнь собственного
всесилия и почти паталогический страх критики и оппозиции. В
отличие от утопической страны Дж. Оруэлла в реальной России власть
непобедима и неуязвима, хоть каждый год устраивай перестройки. Весь
этот нехитрый фокус строится на том, что в странах западной
демократии допускается критика властей (и роман Дж. Оруэлла тому
свидетельство), а в нашей стране ругать власти можно, а критиковать
– нельзя. Голос разума – самое страшное в нашей стране, а брань и
мат – да сколько угодно! И опять и
опять – из уроков отечественной истории. Городское вечевое
самоуправление существовало только в мирные периоды, на случай же
войны в города приглашались варяжские (=вражеские) конунги, князья.
Чтобы сохранить свою авторитарную власть, они сговаривались между
собой о междуусобицах. Авторитарный режим, уже целое тысячелетие
существующий в России, непрерывно питает себя войнами, страхом войны,
военными угрозами. Война – это прежде всего способ удержания власти.
Например, Чеченская война. Принцип
партийности в культуре и образовании Пятнадцать
лет блуждания России без КПСС благополучно завершились: в стране
сформировалась и прочно утвердилась система «полторы партии»: одна «Единая
Россия» и 0.5 – все остальные партии. Единоросы в своих ближайших
планах видят назначение ими парламентов, правительств, губернаторов
и президента. А 0.5 призваны кордебалетно демонстрировать
демократичность устройства страны. Еще один
рефрен, слышимый нами и в романе и еще чаще в жизни: «ну, некем
заменить нам Старшего Брата»: мы слышали это и про клинического
параноика Сталина, и про чудотворца Хрущева, и про орденоносного
Брежнева, и про всадника без головы Горбачева, и даже про запойного
Ельцина, слышим это и сегодня… И правящая
партия, она же партия власти озабочена культурой и
образованием: культурой своего господства и образования спецнарода,
покорного этому господству. А вот тут
уже Дж. Оруэлл замахивается на наше самое святое: на реформы
образования, превращающие это образование в пэтэушное, а также на
спаивание населения (достаточно сравнить рост цен на водку и на
любые другие товары и услуги, включая бани и лекарства, чтобы понять
– водка дешевеет прямо на глазах). Мотив
партийных действий всегда один – этический. Исходя из этических
соображений (см. «Историю КПСС», дискуссию об этике на Х-ом
партсъезде, в частности, речь Н.К. Крупской), из необходимости
формирования пролетарской этики=этики неимущих, строилась экономика
и жизнь страны: проводилась коллективизация и индустриализация,
строились безликие дома и города, поля вытягивались за горизонт, а
границы устанавливали аж по Северный полюс. Из этических соображений
нам впаривали не только искаженное прошлое, но и искаженное
настоящее: в букваре на 1940\41 учебный год была фотография «Гитлер
– лучший друг советских детей», а из газетного лексикона были изъяты
слова «нацист» и «фашист». Этическими
соображениями объясняются по сути все действия нынешних властей. А
вот что это за соображения – вспомните печально знаменитую фразу
Рональда Рейгана. Новояз
Оруэлла – это наш родной, которому нас обучают с младых ногтей.
Яркий
пример отечественного двоемыслия: где-то в 50-е один бойкий и наглый
студент философского факультета МГУ в перерыве подошел к профессору: - уважаемый
Так Такович, в своей лекции Вы утверждаете, что в русском языке
слова не соответствуют понятиям, а я вот прочитал Вашу давнишнюю,
еще дореволюционную статью на эту же тему, так там Вы утверждали
прямо противоположное. Когда же Вы ошибались: тогда или теперь? - Я,
батенька, и тогда был прав и теперь: я ж о разных языках говорю. Спустя
полвека «жить по понятиям» стало означать «жить по законам
воровского мира». Куда ты ведешь нас, безумный язык? Двоемыслие,
самостопы мышления, новояз породили пугающую интеллектуальную
пустоту. И мы
демонстрируем странную фантасмагорию, до которой не додумались ни
Мишель Фуко, ни Дж. Оруэлл: в нашей стране иметь свое мнение просто
невозможно, никому, в том числе и Верховному. Мнение подменено
реакцией на чужие мнения, возникающие не внутри страны, а за ее
пределами. Те немногие в стране, что имеют свое мнение, лишены либо
голоса, либо пространства (в вакууме звуки, как известно, не
распространяются). Поразительно, но мы лишены голоса и мнения даже
на кухне. Законы или
игра без правил Кому-то, в
частности, Оруэллу, кажется неудобным первый тайм играть в футбол, а
второй – в шашки. А мы – ничего, уже привыкли. Вчера, например, за
предпринимательство давали от четырех до восьми, сегодня – сажают в
думское или губернаторское кресло. Вчера смотрели на «Красных
дьяволят» как на народных мстителей, сегодня – как на бандитов,
позавчера Павлик Морозов был мучеником, вчера – изувером типа «Плюмбум»,
сегодня – опять наше все. И Сталин, благополучно пережив и переждав
разоблачение культа своей личности, возвращается к нам национальным
героем и Отцом всех народов. То, что мы
называем законами, таковыми не являются. По простой причине: закон –
это то, что исполняется независимо от его знания. Мы выполняем все
три закона Ньютона, хотя большинство людей уже спокойно и навсегда
забыло, что F=ma. Точно также мы следуем экономическим законам,
например, закону тезаврации денег, хотя 99% людей ни разу не слышали
об этом законе. Все наши «законы»
– одноразовые фитюльки, нечто вроде флоппи-дисков, легко сменяющих
друг друга в компьютере, по мере чьей-то необходимости, а не
необходимости вообще. «Изменчивость
прошлого – главный догмат ангсоца» – выносит вердикт Оруэлл.
Изменчивость прошлого – следствие отсутствия будущего, не идеологии
будущего, а будущего в его онтологической, логической и, главное,
топической яви и ясности. Мы играем и в свое будущее, и в свое
прошлое, и в свое настоящее: мы играемся… жить-то когда будем? Или
так в имитациях и протянем до второго пришествия? Не надо думать, что «Мы»
Замятина, «1984» Оруэлла, «Слепящая мгла» Кестлера или другие,
подобные им антиутопии, написаны с антикоммунистических позиций.
Оглянитесь – это опять про нас. То, что для них – изящная антиутопия,
для нас – дурная и рвотная реальность. Мы ничего не изжили – да мы и
не могли ничего в себе изжить, не принеся покаяние. И потому не
стоит тыкать пальцем в Горбачева, Ельцина, Путина, Жириновского –
они всего лишь плохие актеры. Драму своей истории мы пишем сами.
Упорно и нелепо упорствуя в сюжете и характерах. |
|
Copyright © 2001 2006 Florida Rus Inc., Пeрeпeчaткa мaтeриaлoв журнaла "Флoридa" рaзрeшaeтcя c oбязaтeльнoй ccылкoй нa издaние. |
Best viewed in IE 6. Design by Florida-rus.com, Contact ashwarts@yahoo.com |