Елена Власенко, радио «Свобода».
“Ненавидишь американцев? Приезжай нас хоронить!”
В Интернете появился рекламный ролик, высмеивающий
антиамериканские настроения в России. Социолог Борис Дубин полагает,
что такой смех делает антиамериканизм менее радикальным.
Ролик напоминает трейлер к мультфильму для
взрослых, а закадровый текст звучит так:
"Ты молод? Красив? Ненавидишь американцев?
Приезжай нас хоронить! Похоронное бюро в Джексонвилле приглашает на
работу гробовщиков-любителей из России. Нет требований, кроме
одного: ты должен ненавидеть американцев… Мы гарантируем … работу в
коллективе таких же ненавистников Америки, как и ты сам. У тебя
будет возможность собственноручно закопать в землю более трехсот
американцев всего за один год. Хватит сидеть и ненавидеть нас.
Приезжай и преврати свою ненависть в деньги. … Не забывай про
карьерный рост. Может, именно тебе доверят закопать Джорджа Буша или
даже двоих…"
Далее предлагается заполнить заявку на сайте с
названием, которое в переводе звучит “Надеюсь, ты сдохнешь”.
A потом начинается самое
интересное: на указанном сайте – ссылка на ресурс с услугами не
ритуальными, а наоборот, по организации развлекательных мероприятий.
– Тема ненависти к американцам злободневная, –
говорит заказчик ролика Анна Кондратенко,
специалист по маркетингу компании JustParty.ru. – Американскую нацию
обвиняют во всех смертных грехах. Мы решили по этому поводу
поиронизировать.
Впрочем, содержание этого ролика затмевает его
рекламную цель, что в общем-то естественно для вирусного контента.
Среднестатистический россиянин привык смеяться над американцами. А в
ролике смеются над смеющимся россиянином. Этим-то он и примечателен.
– Это как акупунктура: у русского человека есть
в мозгах несколько точек, – объясняет автор идеи ролика
Юрий Дегтярев из студии My
Ducks Vision. – Точка про Америку - очень активная в организме
русского человека: советская тема, что во всем виноваты американцы,
до сих пор существует. Всегда проще кого-то обвинить. Я с детства
смотрю американские фильмы, читаю американских блоггеров. У
американцев менталитет более позитивный, их патриотизм другой. У нас
патриотизм на грани с национализмом.
Основная идея - посмеяться над российскими
патриотами, которые не делают ни черта, только выходят на какие-то
марши. Надеемся, что это волну какую-то поднимет, хотя бы приливчик
маленький. Надо людям вправить мозги. Я буду рад, если что-то
изменится, мы и дальше будем снимать подобные ролики. Не одно
поколение пройдет, прежде чем антиамериканские настроения
разрушатся.
Если антиамериканизм используют в торговле,
маркетинге, шутке, – он перестает быть радикальным. Об этом в
интервью Радио Свобода сказал социолог Борис Дубин,
руководитель отдела социально-политических исследований
Левада-Центра:
– Какая именно сторона американской жизни вызывает
наибольшую неприязнь: политическая, экономическая, культурная,
бытовая? Или Америка для русских антиамериканистов – это некий
абстрактный символ?
– Это именно абстрактный символ. Доля людей,
которые бывали в Америке, - крошечная, а во времена советского Союза
об этом и речи не шло. За исключением того тонкого слоя, к
представлениям которого апеллирует рекламный ролик. Именно потому,
что это абстрактный символ, в нем объединены все вещи, о которых вы
говорите. Это и политический символ, и экономический, и отторжение
массовой культуры, которая вроде бы разрушительным образом влияет на
коренные российские ценности, что не мешает пропагандировать эти
ценности по тем самым средствам массовой коммуникации и по тем
технологиям, которые получены из Америки..
– Смех по поводу антиамериканизма – это признак снижения его
уровня? Это как анекдоты про Брежнева, когда все еще есть СССР, но
уже не нужно воду включать во время разговоров на кухне?
– В этом смехе характерная российская
двойственность. Давайте сопоставим его со смехом поддерживающим,
одобряющим на выступлениях наших эстрадных юмористов, которые
американцев называют америкосами. Зал явно поддерживает такого рода
выступления. Эти настроения - более мощное явление, чем смех над
антиамериканизмом.
Наряду с простоватыми и туповатыми
конструкциями "там америкосы, а здесь мы с великой историей и
духовностью" образуется более сложная конструкция смеха над
собственным смехом и смехом над собственным смехом по поводу смеха.
Она по-прежнему поддерживает то же явление, но в сложных формах и
для отдельных групп.
– Один из самых больших любителей смеяться над Америкой
сатирик Задорнов ругал Америку в течение нескольких лет, а потом
появился начинающий тогда сатирик Галкин, и начал смеяться над
сатириком Задорновым. Получилось, что система массового смеха
массового зрителя над “америкосами” сама себя выравнивает. Может,
она сама себя и убьет?
– Может быть. Это конструкция "зеркало в
зеркале", характерная для российского изоляционизма и самозамыкания.
Одно “анти” отражается еще в одном “анти”, но эти отражения не
разрушают само явление. Они даже могут продлить это явление, а не
разрушить его изнутри. Хотя в узких группах и слоях российского
общества настроения сегодня другие: без антиамериканизма.
– А эти узкие группы не всегда ли такими были? Может, они и
не были никогда настроены антиамерикански?
– Влияние сильных символов нельзя исключить ни
в одной группе, включая высшую элиту, в которой тоже зачастую
двойственные конструкции. С одной стороны модно посылать детей в
Америку работать, а с другой стороны - вполне разделять
антиамериканские стереотипы большинства населения.
– Какую роль в разрушении антиамериканизма играет бытовая и
культурная Америка в России: популярные американские фильмы,
которыми завалены прилавки; американские Макдональдс и Старбакс,
американские машины...
– Можно ходить в Макдональдс, но это
символически не окрашенная Америка. Есть коллективное “мы”, которым
противостоит коллективное “они". Когда есть запрос на сплочение
этого коллективного мы, то работают прежде всего антипредставления,
а Макдональдс превращается из места, где едят, в воплощение
“страшной массовой американской культуры”.
Публикуется с сокращениями.
|