Сергей
Колмановский, Ганновер, Германия
На мотив «Кол-Нидрей»
В этом году
исполняется 45 лет со дня смерти поэта Михаила Светлова
Я человек
сложный
М. Светлов
Это действительно был удивительно сложный человек.
Один раз у Михаила Аркадьевича спросили, как он пишет стихи для
песен, представляет ли он себе, какой должна быть мелодия, или
,может быть, даже напевает свои слова на какой-то известный мотив?
Светлов ответил: «Да, я всё пою на мотив «Кол-Нидрей»* ( это он-то!
автор «Каховки»!).
Была ли это просто шутка? Ведь он был весь соткан из
противоречий и парадоксов. Высокая интеллигентность и внешность
местечкового портного. Всесоюзная слава и агрессивное нежелание быть
в центре внимания - он и сидел-то всегда где-нибудь в углу, и голос
у него был на редкость тихий. Звонкие, мажорные, прибавляющие веры в
жизнь стихи, очаровательные шутки и неизменно грустные глаза - в
них не зажигалась лукавая искорка, даже когда он шутил.
Феноменальный взлёт в молодости и раннее затухание, когда он стал
классиком и был ещё полон творческих сил,то есть пиши –не хочу! Я
видел его всего несколько раз в жизни, да и не знал людей, которые
имели бы право спросить его в чём тут дело, поэтому привожу само
собой напрашивающееся объяснение творческой неактивности этого
замечательного поэта в последние около 15-ти лет его жизни. Он был
художником достаточно самостоятельного мышлениях для того, чтобы уже
в тридцатых годах начать разочаровываться в ранее воспеваемых им
идеях. А поэтом он был-жизнеутверждающим, такова его творческая
природа. В жизни он мог решиться на дерзкую шутку. Когда на рубеже
40-х и 50-х годов сталинская пропаганда трубила о враждебной
демократическим силам всего мира деятельности международной
сионисткой организации «Джойнт», Светлов, тогда уже нуждавшийся, при
достаточном скоплении народа подошёл в Доме литераторов к буфетной
стойке и, подбросив на ладони несколько монет, произнёс: «Чтой-то
«Джойнт» зарплату задерживает!»
А в поэзии он не мог себе позволить никакой крамолы,
если б даже и захотел - не было у него в палитре соответствующих
красок. Мало кто знает, что Михаил Аркадьевич автор большого
количества стихов не только для песен в кино, но и для театральных
постановок. Когда Светлов работал с моим отцом над песнями к
спектаклю «Голый король» в «Современнике», поэт был для отца одним
из самых желанных соавторов. Хотя к тому времени Светлов уже был
явно надломлен. Подходя к дому, где он жил, он сказал как-то: «Когда
нибудь здесь повесят мемориальную доску: «Здесь жил и не работал
Михаил Светлов»…
Другим, не менее важным способом существования были
для М. Светлова переводы. И когда он не мог свести концы с концами
из-за задержки с гонораром, звонил в издательство и говорил: если до
среды не переведёте деньги, переведу стихи обратно!
Шутки его всегда были совершенно спонтанными,
рождались всегда без всяких с его стороны усилий и даже как бы
вопреки его меланхолическому настрою. Светлов и в других не терпел
никакой натужности, снобизма, неестественности, многословия. Однажды
его попросили прочитать роман подающего надежды двенадцатилетнего
мальчика. «Что за роман? О чём?» - «Сатира, нравы американских
миллионеров» - «Понятно», - как всегда серьёзно, без улыбки сказал
Светлов. - «О чём знаем, о том и пишем!».
В этой связи вспоминается следующая сценка. В
ресторан Всероссийского театрального общества входит молодой, очень
известный, опальный, и тем не менее наряженный, как петух, поэт (я
не хочу его называть - он очень любим и мною, и большинством из вас,
да и Светлов его очень ценил, а слабости есть у всех). Не чуждый
рисовки, молодой поэт оглядывется, желая убедиться во всеобщем
внимании, и вдруг замечает в дальнем углу зала Светлова, и , конечно
же , направляется прямо к нему, всем своим горделивым видом давая
понять окружающим, что сейчас состоится встреча двух великих поэтов.
Он начинает вещать поставленным голосом: «Дорогой Михаил Аркадьевич!
Я не посещал ваш семинар в литературном институте. Мои учителя -
ваши стихи. И я не забываю их, где бы я ни был, выступаю ли я в
парижском зале «Олимпия» или обедаю с матросами в кубрике
рыболовного сейнера где-нибудь в Северном море..и т. д. .Светлов
вжимается в стул, не знает куда ему деваться от стыда, от насилия
над его природной скромностью. Но оратор ничего этого не замечает и
продолжает свою тираду, доводя Светлова до отчаяния. Наконец, когда
кончается эта пытка, озлобленный М. А. оглядывает снизу доверху
молодого коллегу, одетого во всё супер-заграничное, и тихо говорит:
«А знаешь, В…, вот что мне в тебе действительно нравится, так это
носки!»…
Остаётся добавить, что чувство юмора не покинуло
поэта даже когда он уже знал, что неизлечимо болен. Он говорил
знакомым: приходите и приносите пиво, - раки у меня есть…
Было бы неправильно закончить эти короткие
воспоминания такой мрачной шуткой, поэтому я привожу под конец
серьёзное, но в известной степени оптимистическое высказывание
Светлова, поскольку, надо думать, оно родилось, когда он размышлял о
долговечности своего творчества:
« Разница между славой и модой в том, что мода
никогда не бывает посмертной»….
* «Кол-Нидрей»- еврейское литургическое траурное
песнопение.
|