11(83) Ноябрь 2007
|
Нoвoe имя |
|
Возможно, многим говорящим на языке
Пушкина, от пушкиноведов до суесловов («обогащающих» нашу речь
выражениями типа: «А кто за тобой уберёт – Пушкин?»), приходила
в голову мысль: «А мог бы состояться А. С. Пушкин в компьютерную
эру? Давайте, проанализируем. Нет сомнения, что А. С. освоил бы
компьютер и напечатал, скажем, «Песнь о вещем Олеге», зарифмовав
карамзинскую легенду 6-ти строчными строфами с выразительными
2-х строчными катренами-концовками, расцветив «Песнь» своими
определениями («вдохновенный кудесник», «синего моря обманчивый
вал», «лукавый кинжал» и т. д.). А вот вдохновился бы он
перипетиями дворянской жизни в эпоху победившего капитализма и
напис..., простите, напечатал «Евгений Онегин» – весьма
сомнительно. Так же, как и то, что вряд ли довелось бы ему
ввести в память компьютера, а заодно и в нашу с вами, такие
чарующие строки:
«То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит».
Помимо того, что читателю было бы трудно выудить
эти строки в море десятков тысяч графоманских виршей,
самоиздающихся на поэтических сайтах вроде Стихи.Ru,
– обветшалые кровли, как находящиеся в аварийном состоянии, ныне
подлежат, согласно российским нормам и американским кодам,
срочному сносу, а солома запрещена как пожароопасная. Ну, а уж
если бы «путник запоздалый» застучал бы в окошко к А. С., пoэт
не стал бы печатать об этом стихов, а позвонил в милицию или
полицию. Вот и выходит, что, появись А. С. в наш век, о нём
можно было бы сказать словами Аркадия Райкина: «Нет, есть,
конечно, что-то, но не то!»
Мы же, современные поэты, широко используем
компьютеры. Они не создают редактору проблем с расшифровкой
каракулей автора и не отнимают времени и денег на набор, который
иногда чреват такими явлениями, как human error,
за что редактор выпуска одной из центральных советских газет во
время оно поплатился жизнью, кoгдa в фамилии «Великого Вождя
всех времён и народов» «Сталин» вмecтo буквы «т» пoдлo
вкрaлacь буквa
«р».
Правда, не все члены поэтических клубов, где я
состою, пользуются компьютером. Я знаю, по крайней мере, двух
прекрасных авторов, у которых, как пел Марк Бернес, «всё ещё
впереди». Но для большинcтвa поэтов компьютер с его необъятной
памятью – всё равно, что для Бориса Пастернака были его тетради.
После того, как дом Пастернака в Переделкино однажды обворовали,
он стал, уходя, оставлять записку:
«Уважаемые товарищи воры! Деньги для вас
приготовлены в кабинете, в левом ящике стола. Берите на
здоровье. Только не трогайте тетрадей в правом ящике. Они
исписаны, и вам за них ничего не заплатят. С трудовым приветом.
Б. Пастернак».
*********
Настала проза. Кончились стихи.
И, хоть по сути, не менялись темы,
но стали разговоры наши немы,
а вслух – официальны и сухи.
И нет былого трепета в руке,
спешившей осязать напропалую;
и те же твои губы на замке,
что прежде приглашали к поцелую.
И сердце окомпьютилось вполне,
теперь увлечено одним собою:
оно в расчётах даже при луне,
вступая в состязанье с головою.
А уши – что ж, они к стихам глухи;
теперь воспринимают только прозу,
как будто им стихи несли угрозу.
Настала проза. Кончились стихи.
|
|
|
|