Cвoи кaртины читaтeлям
“Флoриды” к Рoждecтву и Нoвoму гoду
дaрит пиcaтeль
Нинa Гoрлaнoвa.
Чтoб нe упacть в пeйзaж…
Боря Гашев и Ленa
Хомутовa
бeceдуют c Нинoй Гoрлaнoвoй o ee кaртинax.
- У тебя есть стихотворение о своих картинах:
Рыбы
мои, плывите,
Цветы мои, цветите,
Бабочки, летите,
Святые – светите!
Картины мои, живите,
Детей
моих кормите
Фиолетовой яркостью,
Голубиной радостью.
Когда была написана первая картина?
Точно не помню. Может, в 1990 году. Я же серьезно к
живописи своей не отношусь, так себе…
Представляю твою выставку! Написано: «Картины так
себе»… Ну и кто на нее пойдет! Нина, не говори никому такого ничего!
Ну так я пальцем мажу и мажу, с наслаждением,
конечно, но в таких огромных количествах, что не знаю, куда потом
все деть и просто раздариваю.
И сколько раздарено всего?
Не знаю, много тысяч… В году 360 дней, я менее 2 не
пишу в день, а один раз сорок картин за вечер сделала. Слава(Cлaвa
– муж Н.Гoрлaнoвoй
пиcaтeль Bячecлaв
Букур, - рeд.) тогда сказал: «Прекращай, а то
упадешь в пейзаж и я тебя оттуда уже не смогу достать».
Так у всех в Перми уже есть по твоей картине?
Нет, Слава посчитал, что для сего нужно прожить еще
всего лишь 200 лет.
Первые картины свои ты помнишь?
- Ну да, одна из первых:
«Человек человеку ангел». Дело было так. Прихожу к подруге мыться (у
нас ванны ведь нет). А у нее розы плавают в тазу. Я говорю: сейчас
приду домой и по памяти их напишу. Прихожу домой, хватаю доску
(спинку от сломанного стула), рисую, развожу краски - ничего не
выходит. Во-первых, розы не просвечивают сквозь воду (стебли).
Во-вторых, вода вообще похожа на лед... Беру тряпку, все по кругу
вытираю... получается нечто прекрасное, вроде центра вселенной!
Потом картину так и комментируют дети гостям:
- Мама хотела розы в тазу,
а получился центр вселенной.
И там я пустила хоровод
из ангелов еще…
А ты ведь давно с приемной дочкой занималась, потом
лекции читала о современной живописи.
- Да, и книгу мечтала написать! Однажды, помню, в
редакции "Урала" я работала со своим редактором Юрием Брилем. И
зашла речь о Дали. Я говорю: вообще, если еще с тридцать пятой точки
зрения посмотреть, то сюрреалисты готовят сознание космонавтов к
встрече с неизвестным. Какие формы в космосе встретятся, мы не
знаем, но Дали уже готовит... Мол, я собираю все о Дали, хочу со
временем книгу о нем писать, и тут Юра удивленно восклицает:
“Зачем?" - "Как зачем? " - "Зачем писать книгу о Дали, если это
получается!" - "Что это?" - "Это? ЭТО! Проза!" и настолько он
убежденно сказал тогда, что я ведь в самом деле выбросила все
заметки о Дали давно... Жизнь с каждым годом летит быстрее (потому
что субъективное восприятие меняется - для годовалого ребенка один
день - это одна триста шестьдесят пятая часть его жизни, а у
нас...). Значит, надо успеть написать все, что задумано, какие тут
уж книги о художниках! Некогда. Так книги о художниках из замыслов
ушли, а сама живопись ко мне пришла. Я пишу мою любимую святую, себя
с голубой музой (понимай: себя-любимую, а себя я люблю только в
моменты за машинкой, т.е. с Музой), любимые ландыши и розы, яичницу,
которую люблю за глазастость. Церкви, конечно, в большом количестве.
Ну и кошек своих... А техники-то нет, пишу небо, там воинственный
просвет в облаках, мне же нужен не воинственный, а таинственный, но
получается... ангел. Все говорят: под Шагала! Пишу мак с глазом, я
всегда в детстве мак так видела, у него внутри как бы глаз с
ресничищами черными... Юра Власенко сказал: при входе в незнакомую
квартиру будут первым делом спрашивать: “А где у вас Горланова? Что
- у вас нет картин ее? Ну, я вам одну подарю - у меня их 12". Или:
"Это у вас Горланова? Не может быть". - "Как это не может быть!
Смотрите, какая трухлявая доска!" - "А, да, точно..."
Муж всегда меня критикует
за... соц. реализм. Пишу я полуабстрактную вещь: “Борьба двух штор".
Тяжелая штора на окне и тюль. А форточку открыли, ветер ворвался, и
шторы схлестнулись как бы в борьбе! Но муж считает, что у меня
всегда светлая легкая штора побеждает. Но так бы и надо, ведь я
полагаю, что это не только борьба двух штор, но это же и борьба дня
и ночи, света и тьмы, инь и ян, Бога и черта... И вот я как ни
стараюсь мужу угодить, все получается победа света. Может, так и
нужно?
Конечно, краски очень
дорогиe,
но я купила уцененные в "Спорттоварах". С досками труднее...
А теперь отдельное спасибо
Володе Соколовскому! Или моей бедности? Не знаю... В общем, у Володи
был юбилей, а подарить-то нечего! И я тогда решила написать ему
большую картину, в которой все будет символично: ваза - это жизнь,
которую можно наполнить, чем захочешь (полевыми цветами, или
выращенными в саду розами или - заслуженно подаренными орхидеями).
Красный стол - символ радости (в прозе Володи). Банан - символ
жаркости его темперамента, небо - символ Высоты. И вот я несу эту
картину к Вове: машины останавливаются! Я думала, что новые русские
хотят купить картину, но оказалось, что они... хотят со мной
познакомиться. Видимо, такой у меня был вид (курицы, только что
снесшей яйцо).
Вдруг пейзаж круто
изменился. На остановке пристала некая женщина и с чисто русской
прямотой стала кричать: "Куда ты эту мазню несешь? Это же мазня,
мазня!" К счастью, подошел трамвай. Я уже у двери именинника. Но она
открыта: провода какие-то... Ага, это телевидение его снимает в день
юбилея. Я бегло пытаюсь Вове рассказать про символы на картине, но
он слушает не очень внимательно, ведь надо обдумывать ответы на
заданные вопросы... В общем, домой я прихожу довольно в смятенных
чувствах: удался ли мой замысел, доволен ли Володя подарком... не
знаю. А Соня сразу:
- Где натюрморт с
георгинами, мама?
- Что значит - где - я ж
его для Соколовского написала, унесла.
- Но у нас без него как-то
некрасиво стало, мама, ты напиши римейк - для себя, а?
- Хорошо. С
удовольствием...
Написала. И стала каждый
вечер почти рисовать, втянулась... К тому же, как уже было сказано,
утро и день были заняты внуком.
B гaлeрee
прeдcтaвлeны пoртрeты Aнны Axмaтoвoй, Cвeтлaны Aлeкceeвич и
Bячecлaвa Букурa. A тaк жe кaртины: “Букeт, “Пeтуx”, “Зaкaтный
пeйзaж”, “Глaзa цвeтoв”.
|