№
Вахромей Середкин
ЖИЛИ-БЫЛИ МИНОР И МАЖОР...
Не стану даже врать, будто март %26#151; это месяц великих композиторов,
или, на худой конец - пианистов-виртуозов. По моим подсчетам на один мартовский
день в среднем приходится лишь 0,43% композиторских дней рождения - в
то время как доля политиков мирового уровня составляет 6,08%, артистов театра
и кино -11,24%, хоккеистов-полузащитников - 18,6%, писателей- в жанре экшн -
44,02%... и так далее. А вот великих композиторов всего 0, 43. Но зато какие!
Вивальди, Бах, Гайдн, Шопен, Равель!.. Вы можете, конечно, не верить мне, но
я утверждаю, что в музыке каждого из них так или иначе присутствует и высокое
весеннее небо, и синяя боль в глазах - достаточно послушать Концерт для
мандолины с оркестром Вивальди (он отлично прозвучал в фильме Крамер против Крамера
) или 1-ю Концертную симфонию Гайдна с ее мультяшными , как выразился бы современный
человек, фаготами. А Blute nur... Баха, а его негромкая и радостная труба в Jesu,
Joy... ! Выше, выше, еще выше! Кстати, известно ли вам, что при жизни Иоганна
Себастьяна Баха (род. 21.03.1685 г.) не считали особо выдающимся композитором?
А назвать его гениальным уж точно никому и в голову бы не пришло. В большом фаворе
в то время была итальянская музыка, легкая и непринужденная ойла-ла - на фоне
которой сдержанная манера Баха казалась многим современникам занудством. Ничего
не изменилось и после смерти композитора - ах, эти горячие итальянские парни!
- пока в 1829-м году Феликс Мендельсон-Бартольди не исполнил его Страсти по Матфею
. И вот это уже была настоящая бомба, фурор, по сравнению с которым битловский
концерт на стадионе Уэмбли покажется просто заседанием комсомольской ячейки.
Так было положено начало бахомании , длящейся уже более 170 лет... В отличие
от Баха Антонио Вивальди (род. 04.03.1678 г.) был итальянцем. И он успел узнать
вкус настоящей славы еще при жизни. Многие европейские короли называли его своим
приятелем - хотя, возможно, только называли, поскольку умер великий композитор,
как это заведено у великих композиторов, в полной нищете. Вопрос на засыпку:
откуда, повашему у Вивальди появилось прозвище Красный Поп ? Ага, вижу тянущиеся
вверх руки... Совершенно правильно: во-первых, потому что Вивальди был попом.
То есть аббатом. А вовторых, потому что он был рыжеволос. И как все рыжеволосые
люди, Вивальди был очень темпераментным. Как вы думаете, за какой срок он написал
свою трехактовую оперу Тито Манлио ? Полтора месяца? Нет. Четыре года? Остроумно,
но неточно. Итак, правильный ответ: Антонио Вивальди написал Манлио всего за
пять дней. А партитуры новых концертов он писал быстрее, чем переписчики успевали
снять с них копии. При этом уровень произведений вызывал неизменный восторг у
самых требовательных знатоков. Но судьба распорядась так, что блистательный Вивальди,
точно так же, как и комплексующий Бах, - был позабыт на долгие годы.
После смерти великого итальянца в 1741 году и до первой четверти нынешнего века
Вивальди практически не играли и не вспоминали. В двадцатые годы, отмеченные
для Северной Америки и большей части Европы поистине барочным великолепием -
о нем вдруг вспомнили. Поразились. Пали на колени.
А уже в 70-е, когда СССР дружно
печалился Под музыку Вивальди - всем казалось, что Вивальди существовал всегда
и будет существовать до скончания века именно в этом качестве - в качестве
блистательного музыкального гения. ...Не поленитесь, поставьте на проигрыватель
Ре-минорный концерт Баха для скрипки, гобоя и оркестра, - хотя бы только
вторую его часть, Adagio. Вот симпатичный рыжеволосый мальчишка-скрипач, при
виде которого дамы впадают в восторженный экстаз... А вот угловатый
застенчивый подросток-гобоист, которого не разглядеть в оркестре...
Четыре минуты длится бесконечный спор-соревнование между ними. А в финале,
когда все позади
- и жизнь, и смерть, и несколько столетий - гобоист и скрипач,
обнявшись и прихватив по банке пива, идут вверх по лестнице, которая ведет
к подмосткам, где обоих ждет удивитель- ный оркестр, а дирижером
там сам... Выше, выше, в синее мартовское небо.