№ 4(28)
Апрель, 2003
Люси Хаммел
Дефицит любви
Люси Хаммел:
– Уж и не знаю, как так получилось, случайно ли или свыше знак,
но встреча с мэтром российской режиссуры Романом Виктюком состоялась
у нас в день любви, 8 марта. Скажите, Роман, а у Вас есть идеал
женщины?
Роман Виктюк: Да, конечно.
У меня на сердце всегда моя мама.
- Л.Х.: "Мастер и Маргарита"
- роман сложный, не однозначный. Каждый трактует его по своему.
Да и эта - не первая Ваша постановка. Вы ставили его в Вильнюсе,
в Таллине, в Нижнем Новгороде, в разное время, с разными актерами...
Какой из характеров романа вам было труднее всего воплотить?
Р.В.: Я думаю, что мой. Спектакль
называется „Мастер и Маргарита. Сны Ивана Бездомного.” Этот
человек пережил и Елену Сергеевну и Михаила Афанасьевича. Меня
интересовало, какие сны он видел после смерти Булгакова и его
жены. Я знал Елену Сергеевну и я запомнил на всю жизнь ее глаза.
Она не верила, что когда-нибудь этот роман будет воплощен на
сцене. Сны – это каналы, с помощью которых можно разговаривать
с небом. Это и мои сны, и сны артистов, занятых в спектакле.
Все они - звезды российского театра. Они молоды и толком не
знали советской власти. Поэтому все, что они выносят – это их
воображение.
Л.Х.: Бытует такое мнение,
что над романом Булгакова висит некое проклятие, неоднократно
мешавшее постановке спектакля «Мастер и Маргарита».
Р.В.: Есть такая легенда, согласно
которой в Россию дважды приходил Дьявол. И приходил он к двум
великим людям: Гоголю и Булгакову. Николай Васильевич и Михаил
Афанасьевич сумели как-то с ним договориться, и Дьявол поведал
им такие тайны, о которых знали только эти два человека. Мне
кажется, что Творец (человек, который занимается театром), не
может не танцевать одновременно с Богом и с Дьяволом. Сейчас
в России, да и во всем мире сложилась такая ситуация, когда
проблема добра и зла стала особенно очевидной и трагичной, ведь
то, что происходит в энергетике на земном шаре, настолько перекликается
с тем, что описано в этом романе. И только любовь – единственное,
что может противостоять злу. Мы все, как говорит Коэлио, воины
света. И если нам кто-то этот свет преграждает, нужно иметь
ту силу, которая была у Маргариты. А ее сила была только в любви.
И ради любви она могла даже принять черты ведьмы. Дефицит чувств,
дефицит любви на земле не-ве-роятен. Цивилизация сделала все,
чтобы чувства отправить так далеко, чтобы о них все позабыли.
Публика, которая умеет чувствовать составляет эмоциональное
меньшинство. И это эмоциональное меньшинство не дает земному
шару исчезнуть. Они его поддерживают своей теплотой, своей нежностью,
своей любовью. И здесь, на этой благословенной земле Майами,
где рай очевиден, где Адам и Ева просто в каждом из нас, и каждый
из нас придя сюда, не может не ощутить, что здесь любовь – это
норма, любовь – это то чувство, которое на этой земле нашло
себе дом. И мы, актеры, очень волнуемся, потому что публика,
которая наэлектризована любовью, совершенно по другому будет
воспринимать „Мастера и Маргариту”. Булгаковское сердце, сердце
Маргариты сегодня людям необходимо. Мне бы очень хотелось, чтобы
зрители Майами в конце спектакля подумали: ”Господи, там, в
России, есть любящие сердца, которые перелетели океан и постучали
в наши сердца.”
Л.Х.: Роман, это наша первая
передача. Что бы Вы могли пожелать „Русской Флориде”?
Р.В.: Должен сказать по секрету,
что я приношу счастье. И хотя все, как известно, - „слова, слова,
слова…” и только глаза в молчании говорят правду, я хотел бы
сказать вот что: убежден, и это уже есть, что Вы в этом городе,
этом штате нужны. Сохраняйте любовь, обращайтесь к тем, кто
вас смотрит только с любовью, верьте им. И вас всегда будут
любить. Я поднимаю этот бокал замечательного вина во славу вашей
передачи. Люди добрые, любите ее, она Вас уже любит. За любовь!