№ 4(28)
Апрель, 2003
Марина Столяр
музыкальный обозреватель журнала
Музыкальные вопросы
24 февраля в Broward Center
for The Performing Arts прошёл концерт легенды советского и
мирового музыкального искусства Мстислава Ростроповича. Несмотря
на свой возвраст (в прошлом году в Букингемском Дворце в Лондоне
виолочелиста поздравляли с 75 летием), маэстро Ростропович очень
много концертирует. Я с ним разговаривала в декабре в самолёте
по дороге из Парижа в Москву, и вот в феврале он уже приехал
к нам играть концерт Дворжака для виолончели с оркестром. Аккомпанировал
Ростороповичу в этот раз наш флоридский филармонический оркестр.
Как сказала мне Джуди Друккер, президент концертной ассоциации
Флориды, все билеты были распроданы, и я невольно задала себе
вопрос: а для чего, собственно, люди приходят слушать классическую
музыку в концертный зал, платят большие деньги? Ну, не будем
говорить о тех, кто ходит на концерты, как на светские рауты...
Я о тех, кому самое главное слышать, ну, и если удастся, видеть
музыканта. Как хорошо помню, когда мы в нашей «прошлой жизни»
прорывались на концерты и сидели на ступеньках, стояли в толпе
у двери, лишь бы услышать, лишь бы прикоснуться....
А правда, для чего? Многим это помогает уйти, оторваться от
действительности в совершенно другую сферу, многим, наоборот,
стройность форм и гармонии дает возможность уравновеситься и
найти ответы на свои вопросы., третьи просто наслаждаются звуком
и величием происходящего, которое как раз и случилось в тот
вечер на сцене.
Что ж, если возвращаться к февральскому концерту Ростроповича,
величием можно назвать только вторую половину выступления, когда
Маэстро вышел на сцену. Оркестр вдруг заиграл по-другому, все
начали звучать вместе и даже появилось качество исполнения.
Что отличает великого музыканта от хорошего? Техника? Так она
сейчас есть почти у всех. Понимание музыки? Это уже посложнее,
но тоже встречается достаточно часто. Качество звука? Ещё реже,
но бывает. А вот, мне кажется, то, чем владеют Великие Музыканты,
не купишь и тому не научишься - Мудрость исполнения и Аристократизм.
Отчего это? От школы? От внутреннего содержания? От образования?
Вопросы, вопросы.... А может быть, для этого мы и ходим на концерты,
чтобы задавая вопросы, пытаясь найти на них ответы, научиться
лучше понимать себя?
Через несколько дней, всё ещё пребывая в восхищённо-вопросительном
состоянии, я пошла на спектакль Les Ballets Trockadero de Monte
Carlo. Фейрверк смеха,неожиданности, нескрываемое удовольствие,
с которым артисты танцевали, расшевелили самых серьёзных и прогнали
прочь все печали жизни.
Это был очень приятный развлекательный вечер. Только вот когда
зазвучала музыка «умирающего лебедя» Сен-Санса и появилась «лебедь»
(все партии в этом балете испоняют мужчины), и стала по ходу
движения терять пух из своей одежды... как бы смешно и неожиданно
это ни было, меня почему-то унесло в прошлое, и я вспомнила
этого же «лебедя» в исполнении Мстислава Ростроповича и Майи
Плисецкой....
Он сидел в глубине сцены и играл, а она танцевала. Это было
много-много лет назад, тридцать, как минимум, а вот помнится
до сих пор... Словно вчера.
Так что же отличает Великого мастера от просто хорошего?