№ 5(17)
Май, 2002


Леонард Фонарев : театрально-концертный обозреватель журнала
ПЛАСИДО ДОМИНГО, ГРАНАДА И МИХАИЛ СВЕТЛОВ
(
Заметки предвзятого зрителя )

В марте ваш корреспондент побывал на концерте Пласидо Доминго - одного из знаменитых Трех Теноров. В девяностых годах трио ( Доминго, Паваротти и Карераc ) прославилось отчаянной попыткой внести классическую музыку в массы, используя для этого телевидение, стадионные туры и выступления в парках культуры и отдыха. В конце концов массы их не оценили и предпочли Мадонну и семейку Джексонов. Три Тенора разбились на составные части и выступают теперь поодиночке. (Зато билеты стоят как за трех, - сетуют отдельные зрители).
Концерт Пласидо Доминго состоялся во дворце спорта им. авиакомпании «Американ». «Театр начинается с вешалки», - заметил как-то Станиславский. В Майами вешалок нет, зато есть парковки. Так что же? Классик ошибся? Отнюдь. Это вопрос социальный. Там «парковали» пальто, а здесь - машину. Хотя, конечно, предвидеть, что стоить это будет 20 долларов не мог даже Константин Сергеевич.
Недавно я побывал в Ленинграде - Санкт-Петербурге, где театр по
старинке все еще начинается с гардероба. Балет в Мариинке, два драматических спектакля и всемирно известный дирижер Юрий Темирканов обошлись вместе взятые дешевле, чем вышеуказанная 20-долларовая парковка. Впрочем, я отвлекся.
Еще подъезжая к «арене» заметил эпохальных размеров очередь, которая двигалась со степенной мавзолейной скоростью. Оказалось, подобное торможение вызвано борьбой с террористами. Две сухонькие старушки, устало дирижируя специальными жезлами, проверяли зрителей на взрывчатку.
Я проверку выдержал успешно, но время ушло. Когда попал в зал, пение уже было в разгаре. Программок нигде не было видно. Поскольку номера по нынешней моде не объявляют, то выяснить, что поет выдающийся тенор было невозможно. Я поинтересовался у соседа, пожилого кубинца, но он ничего не знал. Другие соседи тоже были в неведении. Это было удивительно: люди заплатили по 150-200 долларов и не знали что слушают!
Певец выглядел усталым и пел без энтузиазма. Вместе с ним выступала молодая певица, имя которой осталось неизвестно, но пела она чудно, с радостью. В ней была радость искусства, а вот в маститом теноре этого не было.
У меня еще теплилась слабая надежда, что буфет во время антракта улучшит мое настроение, но буфет поразил своей провинциальной бедностью. Там были пластиковые суши, гамбургеры и орешки. Я съел разлапистый гамбургер по цене равной российской пенсии и вернулся в зал.
Зрители просили исполнить Гранаду. «Гранаду! Гранаду!», -
кричали они. Ужель та самая песня о Гренаде, которую пел наивный хохол, - герой знаменитого стихотворения Михаила Светлова? Ну, помните, который «хату покинул, пошел воевать, чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать» (и, который, к счастью для Испании, не дошел до Гранады и не учинил там революции)? Я повернулся к соседу- пожилому кубинцу и прочитал знакомые с юности строки:

Мы ехали шагом,
Мы мчались в боях
И «Яблочко»-песню держали в зубах...

...Но песню иную
О дальней земле
Возил мой приятель
С собою в седле.

Он пел, озирая
Родные края:
«Гренада, Гренада, Гренада моя!»

Кубинец опасливо покосился и отсел от меня.
Покидая раньше времени неудачный, на мой взгляд, концерт Пласидо Доминго, я подумал, что на многих американских продуктах есть надпись: Если Вы не удовлетворены – деньги возвращаются. Может быть, такую надпись надо добавить и на театральные билеты?