№ 5(17)
Май, 2002
Марина Столяр : музыкальный обозреватель
журнала
Музыка
Подходит к концу наш концертный
сезон.В этом году многие концерты были посвященны Президенту
Концертной Ассоциации Флориды Джуди
Друккер. Она основала эту организацию 35 лет назад и
до сих пор успешно её возглавляет.
Когда-то давно бабушка Джуди приехала в Америку из-под Минска,
и, может быть, этим обьясняется её повышенное внимание к русским
музыкантам.
В этом сезоне мы с вами могли увидеть и услышать четыре коллектива
из России: Московский симфонический оркестр (дирижер Павел
Коган), Национальный оркестр России (дирижер Владимир
Спиваков), оркестр Московской филармонии (дирижер Юрий
Симонов), оркестр Санкт-Петербургской
филармонии (дирижер Юрий Темирканов).
Без сомнения, одно из самых ярких впечатлений оставил после
себя молодой скрипач Максим Венгеров.
И хотя он уехал из Советского Союза еще ребенком, мы все равно
считаем его «нашим» музыкантом. Тем более ,что пианист Венгерова
Ваг Папьян также вырос в Союзе
и общаются между собой музыканты на русском языке.
Несмотря на то, что Венгерову ещё нет и 30 лет, он играет так
захватывающе, что кажется, перед вами опытнейший концертирующий
артист. Впрочем, так оно и есть. Как рассказывал мне его отец,
играть Максим начал в очень раннем возрасте, и вся его жизнь
была посвящена занятиям скрипкой. Школьные предметы изучались
на дому, расписание у мальчика было сдвинуто, и часто он выходил
на улицу покататься на велосипеде часа в 2 ночи. Потом, правда,
спал, когда другие дети ходили в школу. Я бывала у него в доме
в Израиле. Это очень красивый, с удивительной панорамой дом
на горе. В нем – два замечательных рояля. Но играет на них Максим
не часто, поскольку очень много гастролирует и записывается.
В поездках его сопровождает мама, которая налаживает ему быт.
Коль скоро я заговорила о скрипачах, хочу поделиться впечатлениями
от концерта жемчужины нынешнего сезона Ицхака
Перлмана. Совершенно необычное звучание скрипки, полная
погруженность в мир звуков и необыкновенная, непривычная для
флоридской публики тишина в переполненном зале... Здесь поражало
все, в том числе потрясающее чувство ансамбля с пианистом Роханом
ДеСильва. Если бы я не была свидетелем, никогда бы не
поверила, что этот мастерски сыгранный концерт обошелся практически
без репетиций. Они «прошли» кое-что из программы с 7 до 7:30,
в то время, когда выставлялся свет на сцене. Мало того, до конца
так и не было ясно, что будет исполняться во втором отделении.
Когда я спросила пианиста, как всё это получится, Рохан, пожав
плечами, ответил, что они будут играть то, что в тот момент
захочется.Вот такое потрясающее владение репертуаром! Кстати,
на другом концерте, где мистер Перлман солировал с Московским
филармоническим оркестром, я узнала об этой его особенности
лично. Точно также он приехал на репетицию за час до открытия
занавеса и при первых звуках оркестрового вступления, сильно
удивившись, сказал: « А я думал мы играем концерт Сен-Санса?»
Юрий Симонов извинился и напомнил, что в программе уже стоит
концерт Чайковского, на что маэстро, ничуть не смутившись, заметил:
« Ну Чайковский так Чайковский—не имеет значения».Остается только
добавить , что концерт для скрипки с оркестром Чайковского-
одно из сложнейших произведений музыкальной литературы...
Кроме всего прочего, этот человек, с детских лет прикованный
к инвалидной коляске, в жизни необычайно милый, прекрасно образованный,
с хорошим , ярким чувством юмора. Общаться с Перлманом огромное
удовольствие. Забавно, но он даже сказал мне одно слово по-русски,
причем, как мне показалось, совершенно без акцента. Но я почему-то
уверена,. что у него в запасе еще есть русские слова ... и много...