№ 5(29)
Май, 2003
НА ИЗЛОМЕ ВЕКОВ--АНТОЛОГИЯ НОВОЙ
РУССКОЙ ПОЭЗИИ
Ведущий, заведующий отделом поэзии журнала - Леонард Сторчевой
Выпуск 7
АНДЖЕЙ ИКОННИКОВ-ГАЛИЦКИЙ
Петербуржец в N-oм поколении, Анджей Иконников-Галицкий относится
к творческой группе молодой интеллигенции, которая сама себя
породила и выпестовала в начале 80-х годов. В ней самовоспитывались
на философии Соловьёва и Розанова, читали наизусть Рильке и
Хлебникова, переняв почти уже умершую традицию, и живя ею, словно
и не было предшествующих 60 лет духовного террора. Большинство
из тех, кто был в этой группе, отвергло идею эмиграции из России
и не восприняло перемен 90-х гг. Капиталистическая система оказалась
для них такой же посягающей на духовность, как и советская.
И потому в плане идеологическом поэзия Иконникова-Галицкого
остаётся плачем на духовных берегах Вавилона, вечным не-возвращением,
которое мало чем отличается от вечного не-ухода.
Как поэт Иконников-Галицкий—вместе с Дмитрием Загсом и Марией
Каменкович—самые талантливые ученики Виктора Сосноры, создавшего
уникальную поэтическую школу в ДК им. Цурюпы, что находился
на Обводном канале. Стихи Иконникова-Галицкого—филигранны, и
в традиции Сосноры состоят из нескольких поэтических уровней.
Нотами здесь являются не слова, не звуки, а сложные образы,
обрамлённые в изящные грамматические конструкции. Как в творениях
подлинного мастера, рифмы, размер остаются по ту сторону добра
и зла. Их функция сводится к тому, чтобы подчеркнуть, а не создать
поэтическое настроение.
* * *
Я играю на скрипке.
Луч в ладонях играет.
Я в крылатке и в шляпе и в нимбе,
и внимают мне – камни внимают.
Я по виду никто – или кто неизвестно по сути,
в круг от ламп никому не знакомый войду я
пальцы струн целовать. Ты фиалка и кудри в вельвете.
Двери в рай приоткрыли – и дует.
* * *
Как безумец спит поручик во степу,
руки крестятся, закинутые там,
а душа его слезинкой по стеклу,
равнодушная уходит к небесам.
А молоденький, как первая струна,
Даже лоб ещё морщинкой не пророс.
А в стекляшках потускневших – тишина,
И не смотрят, а наоборот.
Дай обнять тебя, сын убиенный мой,
по простреленной погладить голове.
Я и сам такой же был. И в день Восьмой
без дыханья припаду к сырой траве.
И возьмут меня и понесут к тебе,
в золотые Елисейские поля,
где легко, и в продырявленной главе
только тихая качается полынь.
И прости меня, безумца самого.
Боже правый, до чего ж я одинок!
Жизнь кончается, и замело
Даже след мой на дорожке ледяной.
* * *
Я вас любил . . . Но – всё. Уже не надо.
Я вас люблю . . . Ты знаешь, и сейчас.
Я буду вас любить . . . И жизнь иная
не перережет этого луча.
Я это говорю – не чтобы помнить.
Я это – никуда не говорю.
Так: строчки чёрные на белом поле
как сеятель в бессмертии дарю.
Тебе, другой . . . Кому теперь? Не важно.
Я вышел в свет. И вечно выше – вы.
Не дай вам Бог любимой быть. Не ваше.
Не выдержишь. Мы все – в Одном – мертвы.
|
|