№ 6(6)
Июнь, 2001
Юрий Волович,
Aвeнтурa,
Флoридa
Город у Мтацминды
Часть1.
Ceргeй
Параджанов
Я
еще не видел такого путанного,
пестрого, легкого и великолепного города, как Тифлис.
К.Паустовский
Именно в таком районе старой Мтацминды в переплетении кривых,
удивительно уютных и тихих улочек с беспорядочно выстроенными
особнячками, в небольшом переулке имени Котэ Месхи я и родился.
Наш переулок, несмотря на то, что в нем всего лишь 13 домов,
знают далеко за пределами Тбилиси и даже Грузии. Да, здесь жило
немало удивительных, неординарных личностей. Вот дом художника
фильма «Покаяние» Георгия Микеладзе, а напротив обитала
знаменитая тбилисская проститутка; чуть повыше в гору прoживaл
Ило Девдариани, вор в законе, известный больше по кличке
«Лимон», это о нем в романе «Белые флаги» написал Нодар
Думбадзе. И выше всех, в самом конце переулка, возвышался
трехэтажный дом, в одной из квартир которого царствовал великий
Сергей Параджанов. Впрочем, для меня он не был кем-то внеземным,
просто приятель, сосед, в дом к которому можно было войти в
любое время и без стука.
Необыкновенно открытый, Сергей принимал гостей в небольшой
комнате, которая одновременно была и спальней, и гостинной, и
выставочным залом, поскольку все стены сверху донизу были
увешаны старинными иконами и картинами русских мастеров. Большой
овальный стол, покрытый черной бархатной скатертью, обычно к
приходу гостей сервировался то разбросанными букетиками фиалок,
то сочными с налитыми красными зернами гранатами... За этим
столом побывало немало славных, талантливых людей. Пожалуй, все
известные в те годы артисты, музыканты, художники, поэты, кого
судьба или гастроли забрасывали в наш город, нанесли свой визит
Мастеру. Масштабы приемов были разными, но, как правило, во всех
этих встречах принимали участие и мы, его соседи и друзья.
Об
одной из таких встреч, может быть, наиболее ярких, мне и
хотелось бы рассказать. Когда в Тбилиси приехал театр на
Таганке, Сережа попросил соседей принять участие в создании
необычного спектакля. И вот маленький, круто взлетающий в гору,
переулок был превращен в сцену с натуральными декорациями. Со
всех балконов свисали ковры, а цветы, рассыпанные по всей улице,
вели прямо к дому Параджанова. Дворик, посередине которого был
маленький бассейн с фонтаном, выглядел волшебным сквозь ворота,
на решетке которых висел портрет Сергея, точно напоминание о
годах, проведенных им в тюрьме. Здесь же стояли столы,
уставленные явствами. А при входе — два огромных пузатых
самовара, один — с водкой, другой — с коньяком.
И
вот в самом конце переулка останавливается кортеж машин с
артистами театра. Из них выходят Любимов, Демидова, Славина,
Золотухин, Хмельницкий, Ронинсон — вся труппа, — и вот так вот,
с открытыми от удивления ртами, пораженные и онемевшие, они идут
в гору к дому Параджанова. Подойдя к воротам, каждый должен был
выпить рюмочку из выбранного самовара и взять что-то из фруктов,
которые держала на огромном подносе очаровательная девушка. А
сам Мастер стоял на балконе третьего этажа и блаженно улыбался.
Веселье в переулке продолжалось весь день и ночь с перерывом на
спектакль. Бэлла Ахмадулина посвятила этому необычному уличному
празднику стихотворение, а Зина Славина на площадке второго
этажа станцевала потрясающий испанский танец, изображая Кармен,
страстно влюбленную в Параджанова.
К
сожалению, в этот день с нами не было Владимира Высоцкого. В
Тбилиси он прилетел на следующий день и прямо из аэропорта
приехал к Сереже. Он был одет в джинсовый костюм и рубашку с
широко распахнутым воротом. В проеме виднелся висящий на толстой
серебрянной цепи николаевский рубль. Сережа обнял Высоцкого и
тут же, увидев медальон, развел руками: «Володя, миленький, что
это у тебя? Хотя, знаешь, подожди минутку. Снимай рубль, у меня
для тебя есть что-то посерьезней». Он подошел к старому буфету и
извлек из ящика замечательную ручной работы и, вне всякого
сомнения, очень дорогую звезду. Оказалось, этот малахитовый с
бриллиантами орден был высшей наградой Турции. Параджанов снял
рубль с груди Высоцкого и повесил сверкающую звезду: «Уж и не
помню, откуда это у меня, но я думаю, что звезда заняла свое
достойное место».
Хотя Высоцкий в этот периoд
совершенно не пил, он провел за столом целый день, рассказывая о
своей последней роли в кино — капитане Жеглове. К сожалению, она
действительно оказалась последней для него...
Я
думаю, тбилисцы никогда не забудут завершающий день гастролей
Таганки. В этот вечер они показывали «Мастера и Маргариту», и
когда перед началом спектакля зрители увидели входящих в зал
двух великих режиссеров, С. Параджанова и Ю .Любимова, все
зрители поднялись, стоя приветствуя своих кумиров. А после
спектакля Сергей Иосифович Параджанов вышел на сцену и в знак
признательности любимым артистам преподнес свой коллаж, который
он сотворил буквально за ночь до того.
Этот коллаж
и сейчас висит в фойе театра, как бы напоминая о тех временах,
об ушедших актерах и о замечательном, неповторимом человеке и
творце Сергее Парaджанове.