№ 6(18)
Июнь, 2002


Юрий Волович
Леонард Фонарев

Две рецензии на один концерт

«Серебряный» отсвет в Майами

В Майами бывает много гастролеров из стран СНГ. Какие-то концерты проходят при полных залах, какие-то не собирают и половины. Но каждый из них, вне зависимости от исполнителей, оставляет что-то в нашей памяти.
Концерт, который нам подарили Алиса Фрейндлих и Нани Брегвадзе, именно из тех, после которого хочется не столько поговорить, сколько помолчать и прислушаться к своему внутреннему голосу, душе и чувствам.
«Серебряный век», который сверкнул в начале ХХ столетия, засиял совсем по-новому, когда А.Фрейндлих начала читать стихи А.Ахматовой, М.Цветаевой, О.Мандельштама, А.Гумилева.
Никаких внешне броских эффектных жестов, просто и изящно с присущей только ей манерой доносить до зрителя хрустальность стиха. И если первое отделение публика слушала актрису вполголоса, то заключительную часть ее выступления приняла на «ура» и долго стоя аплодировала несравненному дарованию А.Фрейндлих, которым большая артистка поделилась с нами.
Писать о друге – непростая задача. Дело в том, что Нани Брегвадзе я знал по ее первым шагам на эстраде, и после майамского концерта, когда мы с ней встретились, я напомнил певице тот, теперь уже такой давний, летний день в Тбилиси, когда она впервые появилась на репетиции джаз-оркестра Грузии, руководимого потрясающим музыкантом Константином Певзнером. Тоненькая, угловатая девочка в коротком серенько-голубом платьице, Нани меньше всего походила на эстрадную диву. Остается только гадать, какой интуицией обладал маэстро Певзнер, если смог разглядеть в ней будущую звезду, одну из лучших исполнительниц русского романса. И конечно, Брегвадзе не обманула наших ожиданий на сей раз, как не подводила нас, ее поклонников, все эти годы. Каждый романс в исполнении певицы был окрашен ее неповторимым голосом и удивительным женским и актерским обаянием.
Надо сказать, что концерт этот был задуман Алисой Фрейндлих как моноспектакль. Однако перед гастролями в Америке кассета с записью выступления актрисы попадает к известному продюссеру из Бостона Натану Слезингеру. Он решает взяться за организацию гастролей, но... при условии, что в концертах будет участвовать и Нани Брегвадзе. Знания и опыт не подвели Натана, тур по США прошел блестяще, завершившись у нас в Майами. Огромное спасибо Н.Слезингеру и М.Клионер за великолепный подарок, который мы с вами получили.
Нельзя не сказать несколько слов о великолепном «Кавалер-дуэте», сопровождавшем концерт. Владимир Балагин и Анатолий Коптев – лауреаты конкурса актерской песни, в прошлом – артисты БДТ. Очень тактично и ненавязчиво они исполняли роль аккомпаниаторов, а в сольных своих номерах поразили тонкостью исполнения и оригинальными оранжировками известных песен.
Спасибо вам всем за это чудо!

Русское чудо

То, что произошло в Майами 21 апреля этого года многие называют Русским чудом. Когда я рассказываю об этом событии коренным американцам, они удивляются и говорят, что это unnn-believable, испанцы восхищенно шепчут «Rusos, rusos”, а афро-американцы просто отказываются верить. Тем не менее это неопровержимый факт, что 21 апреля 2002 года более 400 наших соотечественников пришли послушать стихи поэтов Серебряного Века, написанные почти век назад. Конечно, на Рикки Мартина и на Шакиру в Майами собирается по 10-12 тысяч. Но вот, что бы 400 с лишним человек пришли слушать поэзию, да еще прошлого века - такого старожилы не припомнят.
Экскурсоводом в Страну Поэзии Серебряного Века выступала народная артистка Алиса Фрейндлих. Она представила нам Мандельштама, Пастернака, Ахматову и свою явную любимицу Марину Цветаеву.
Алиса читает стихи как никто другой. Она как бы соучаствует в творческом процессе поэта. Когда она читает Марину Цветаеву вас не покидает чувство, что эти стихи рождаются прямо у вас на глазах.
Теперь мы знаем , что за Серебряным Веком последовал Черный век. Мы знаем что Мандельштама замучают в ГУЛАГе, «взбесившуюся барыньку Ахматову» ( по выражению палача Жданова) будут травить всю жизнь( как и Пастернака) и что Марина погибнет в нищей коммунальной квартире в Елабуге. Но самое страшное для поэта - не умереть, а кануть в безвестность. Этого коммунистам, несмотря на все их усилия, добиться не удалось.
И разве не чудо, что почти через 100 лет после создания стихи Марины и других «серебряных» поэтов звучат в таком далеком от их пенат Майами.
Спасибо за это чудо непревзойденным Алисе Фрейндлих и Нани Брегвадзе. Спасибо и их помощникам и аккомпаниаторам – «Кавалер-Дуэту» из Ст-Петербурга. Два молодых талантливых артиста стали настоящим открытием вечера и судя по количеству цветов очень понравились зрителям, особенно женской половине... Жаль только, что знаменитые актрисы «забыли» упомянуть их имена и ребята для публики остались безымянными помощниками.
И, конечно, огромное спасибо Марте Клионер и Рите Хейфец, беззаветным труженикам Культуры (с большой буквы), которые помогли этому чуду свершитья.
Браво!