№ 10(22)
Октябрь, 2002


Эрнст Эдель
ИнтеллигенТские байки от Эделя
Мы продолжаем публикации воспоминаний бывшего сотрудника журнала “Крокодил” Эрнста Эделя.

Фон Вернер с ансамблем и без
До революции эстрадный комик фон Вернер выступал в петербургском театре “Буфф”. Номер, который он исполнял с партнерами, назывался “Веселые еврейские портные”. Однажды на представление пожаловала царская семья. После спектакля за кулисы пришел Николай Второй пообщаться с артистами. А у немца Вернера была типично еврейская внешность. И царь спросил: “А вправду еврейские портные такие веселые?”
Много позже у Вернера допытывались, что он ответил батюшке-царю. Вернер же скалил в улыбке лошадиные зубы: “А что я мог сказать? Я и не еврей, и не портной.” В ответ ему кричали: “Вернер, это вы виноваты во всех бедах еврейского народа! Если бы вы сказали, что евреи веселые и хорошие, то царь бы их полюбил и не притеснял!”
…Подкатил 20-й год, тоже довольно веселый. Вернер с ансамблем приехал в молдавский городок. После первого отделения объявили: “Антракт 30 минут.” После чего труппа тихо ушла в Румынию. Помотался Вернер по заграницам, постарел. После войны Сталин разрешил вернуться немногим “хорошим” эмигрантам. Вернулся и Вернер. Его спрашивали: почему он убежал? И он честно отвечал: боялся, что шлепнут за “фон”, за дворянство. Вернер вновь собрал ансамбль (в нем выступал ставший позднее известным Борис Сичкин – танцором, а мой отец писал веселые скетчи) и как-то приехал в тот самый молдавский городок…
Дали первое отделение и: “Антракт 30 минут.” За кулисы пришел седой еврей и спросил, очень ехидно:
- Товарищ Вэрьнэр! Опять через тридцать лет?!
Вот же память у человека…

Литература и жизнь

Бывший граф советский писатель Алексей Толстой в гостинной своего дома беседовал с молодыми литераторами, учил уму-разуму, говорил о призвании русской литературы, прочих возвышенных материях. Тут вошел старый лакей, живший с барином в эмиграции (это он отвечал по телефону: “А их сиятельство ушли в Верховный Совет!”) и, не обращая внимания на гостей, загнусил:
- А вы мне все:”Старая задница, старая задница!” А вот она, запонка-то, нашлася! Так кто старая задница?
Толстой не растерялся:
- Видите, друзья, как кое-кто разбалывался при советской власти?

Классификация

В домах творчества Литфонда СССР существовала своеобразная табель о рангах отдыхаюших, неизвестно кем придуманная. Скорее всего, самими писателями. “САПИСЫ” – сами писатели. “ЖЁПИСЫ” – жены писателей. “СЫПИСЫ” – сыновья писателей. “ДОПИСЫ” – дочки писателей. “МУДОПИСЫ” – мужья дочерей писателей… “Ну, типичный мудопис приехал!” – так говорили…

Кто вы, Виктор Ардов?

Нетрезвый А.Твардовский увидел Виктора Ардова в Доме литераторов: “Что-то не нравится мне ваша фамилия…” Ардов сходу выдал ответ: “Это потому, что она составляет середину вашей!” Наверное, автор “Теркина” имел ввиду, что “Ардов” – псевдоним. Свою настоящую фамилию, еврейскую, Ардов, кажется, и сам забыл? Он вообще слыл идейным ассимилянтом, считая, будто еврейские имена и фамилии неприятны русскому уху. По этой логике все националы СССР должны бы стать Ивановыми и Петровыми? Я с этим не соглашался. Но писатели и прочие деятели-евреи, укрывшись русскими псевдонимами, пребывали как бы в вечном подпольи, под кличками, вроде уголовников.