№ 11(11)
Ноябрь, 2001
Рада Волшанинова:
«И мы уехали в Челябинск...»
У
каждого народа своя тайна. Не секрет, а именно тайна. То
непостижимое, сакральное, глубоко внутреннее, что заложено
временем. Есть тайна у русских, у бурятов, у последнего из
удеге... Есть великая еврейская тайна и неразгаданная тайна
печали армянских глаз...
Тайна цыган - одна из самых древних, самых поразительных. Гитлер
к цыганскому вопросу подошел просто: уничтожить за
ненадобностью! И уничтожали. Сотнями тысяч. По всей Европе. А
они все равно выжили. И опять поют. Назло всем!
А
может, и не назло. А просто, потому что не могут не петь. Такой
народ. Странный. Загадочный.
Заслуженная артистка России Рада Волшанинова. Звезда театра
«Ромэн» и советской эстрады. Последнее время она живет в Майами.
Воспитывает внучку Дельфину, разучивает с ней песни, читает
«Маугли» и детские стихи из журнала «Флорида». Обычная рутинная
работа бабушки. Но иногда, пусть это бывает нечасто, нам удается
уговорить ее спеть. И тогда прямо здесь, на наших глазах,
происходит чудо. Потому что не песню, не романс поет Рада,
что-то другое. Да и не поет вовсе, — точно в нутро тебе
заглядывает и выворачивает наизнанку душу... Конечно, талант.
Огромный. Но ведь и еще что-то, чему не выучиться ни в одной
консерватории. Цыганская тайна...
Мы проговорили до ночи. А уже когда ехал домой, перебирал в
памяти все, что услышал, понял, что говорила Рада больше о
людях, которые окружали ее, да о детях и внуках, в которых
влюблена без памяти... Тоже, между прочим, достойная тема: обе
дочери красавицы, артистки. Нелли окончила театральное училище
Вахтангова, играла на сцене, много и успешно снимается в кино;
Калинка, человек, наделенный многими талантами: поет, танцует,
рисует, пишет стихи и рассказы, изучает и преподает цыганскую
культуру и танец; старшая внучка Настя — блестящая актриса
театра «Современник».
И
все-таки, Рада Волшанинова.
Цыганская тайна...
Конечно, она есть. Откуда все это: оптимизм, задорность,
музыкальность, способность заглядывать в прошлое и будущее? Не
знаю. Самое забавное, что сама-то я хоть и цыганка по
происхождению, с 7 лет воспитывалась в русской семье. Моя мама,
Вера Золотарева, была певицей, актрисой, замечательно танцевала.
Так, как она отбивала «бисер» плечами, говорят, не делал никто.
Очень талантливый человек, она, к несчастью, рано умерла. Среди
близких подруг мамы была легендарная Ляля Черная. Когда я еще
совсем юной пришла в театр «Ромэн», успела застать эту
выдающуюся актрису.
Или Михаил Шишков.
Человек, безусловно, очень одаренный. Но для меня он был и
остался не столько певцом, сколько кладезем какой-то
неисчерпаемой народной мудрости. Откуда это в цыганах? Конечно,
как и в любом народе, немало у нас проходимцев и пустобрехов, но
в целом, если отбросить шелуху, цыгане невероятно талантливы.
Я родилась и выросла в
Москве. После школы работала корректором в издательстве
«Правда», но мечтала о драматической сцене, занималась в
театре-студии Докутовича. Я репетировала роль Ларисы в
«Бесприданнице». Финальную сцену спектакля мы даже показали на
концерте в Кремлевском Дворце съездов. Но вот сам спектакль так
и не был поставлен. Студия, недолго просуществовав, закрылась. А
жаль. Я до сих пор с любовью вспоминаю ее. Кстати, из стен
театра-студии Докутовича вышло немало талантливых людей:
пушкиновед Валентин Непомнящий, актер МХАТа, ныне профессор
Николай Афонин, народный артист России Слава Гелинов...
И вот однажды мой
дядя, известный гитарист Арсений Золотарев, предложил мне
поехать летом во время отпуска на гастроли с цыганским ансамблем
Волшаниновых. Тогда, в конце 50-х, цыганские коллективы были
практичеки во всех областных филармониях. Волшаниновы жили и
работали в Брянске, ну а гастролировали, естественно, по всей
стране. Одели на меня цветастые цыганские наряды и запустили в
массовку. В то время был очень популярен фильм «Возраст любви» с
Лолитой Торрес в главной роли. Все говорили, что я на нее очень
похожа. Я сделала такую же прическу, как у Лолиты, выучила
по-испански несколько ее песен и — вышла на эстраду. Как это ни
странно, успех был оглушительным. Но больше всех я вскружила
голову солисту нашего ансамбля Коле Волшанинову. Коля тогда
одевался под Раджа Капура и пел его песни из «Бродяги». Вот так
в 57-м году мы встретились и с тех пор не расстаемся. И хотя у
нас уже пятеро внучат, все, порой, кaжется,
что мы такие же юные и ничуть не изменившиеся «Лолита Торрес» и
«Радж Капур».
Когда Нелличка была
еще совсем маленькой, мы мотались с эстрадной бригадой по
городам и весям. Жуткие гостиницы, бeздoрoжьe,
разбитые стекла в нетопленых Домах культуры, холод, сквозняки...
Пока выступали, мы Нелличку укладывали за кулисами в чемодан.
Подбежим по очереди, посмотрим за ней и — опять на сцену. Как-то
Коля выходит петь романс, а в зале — дикий хохот. Я смотрю, а у
него соска с бутылочкой из кармана пиджака торчит. Такой вот
заботливый цыганский папа.
На
одном из концертов нас увидел и пригласил к себе музыкальный
руководитель джазового коллектива из Кишинева Шико Аранов. Там я
впервые попробовала петь джаз. Это было очень интересно —
бразильские, мексиканские, итальянские песни. Вообще, я считаю,
мне очень повезло, что я не замкнулась в начале карьеры на
цыганском репертуаре и шлягерах. Может, не будь этого, мне
труднее было бы раскрыться позже в театре и в исполнении
романсов.
Вскоре художественный
руководитель театра «Ромэн» Семен Аркадьевич Варкан пригласил
нас к себе. Коля не очень хотел идти в театр. Он — прирожденный
эстрадник, любит гитару, песню, жизнь, хоть и не сладкую, но
относительно вольную, разъездную. Кроме того, ставки в театре
были такие мизерные, что не то что жить, выживать на них нельзя
было. А ведь у нас уже росла Нелличка. И все-таки я уговорила
мужа. Так в 1961
году началась наша работа в театре. Конечно, материально и
морально бывало подчас ох как нелегко, но я счастлива, что
сделала этот выбор. А Коля, который вначале так настороженно
смотрел на театр, через некоторое время стал одним из ведущих
артистов.
Мне сразу предложили
главную роль в «Цыганке Азе». Волновалась безумно, репетировала
буквально с утра до ночи. И, конечно, не было счастливей меня
человека, когда премьера прошла с успехом. Потом за годы работы
в театре я переиграла практически всех главных героинь в
репертуаре, но та, самая первая роль, так навсегда и осталась
главной.
Мы, совсем еще
молодые, идем после банкета через Красную площадь. Пять утра,
светает, поливальная машина разбрызгивает на брусчатку воду.
Вдруг водитель останавливается возле нас, выскакивает: «Ой,
Волшаниновы, а я вас видел!» Коля говорит: «Ну, ладно, тогда
споем». И пели. Утро. Красная площадь. И мы поем перед водителем
поливалки. Чуть ли ни всю программу. А он потом нас домой отвез.
И денег не взял...
Как-то влетает к нам в
квартиру наш приятель композитор Слава Граховский. «Ребята! —
кричит с порога. — Огромная удача! Оркестр Густава Брома
приглашает вас в Братиславу, чтобы записать диск. Представляете,
один из лучших оркестров Европы приглашает вас?!» Коля молча
кивает в мою сторону. Я лежу в постели с огромной температурой и
двусторонней пневмонией. Куда там петь, говорить не могу. «Да, —
печально качает головой Слава, — упустить такой шанс...»
Через день мы были в
Братиславе. Густав Бром повез меня к лучшим врачам. «Мы не можем
нести ответственность за ее здоровье. При такой форме воспаления
легких и температуре 40 градусов у нее могут разорваться
бронхи». Я подписала бумагу, что отвечаю за себя сама.
Репетировали в студии
по 10-12 часов. У Славы Граховского, большого и сильного
мужчины, прямо в студии был обморок, так он нервничал. А Коля и
сейчас, когда слушает песню «Сердце мое болит», не выдерживает,
плачет.
И все-таки диск мы
записали. И даже дали сольный концерт. Там были и наши врачи...
В Москву приехал
директор самого именитого концертного зала Европы, парижской
«Олимпии» — Бруно Кокатрис. Вместе с нашими давними друзьями
Володей Высоцким и Мариной Влади он приезжает к нам дoмoй.
«Бруно хочет пригласить вас на несколько концертов в «Олимпию»,
— переводит Марина. — Он вас очень любит и ценит. И вообще в
Париже вас знают и ждут». А от себя добавляет: «Ребята, не
раздумывайте, потрясающий контракт и условия».
Конечно, очень хочется
выступить в” Олимпии”, но у нас на руках маленькая Калинка, куда
с ней. «Боюсь, что мы не сможем», — извиняюсь я. Кокатрис
сбрасывает пепел сигары почему-то себе на плечо, делает круглые
глаза, слушая перевод Марины: «У вас там будут все условия:
лучший номер в отеле, лимузин, к ребенку будет приставлена
няня». «Нет-нет, — всполошилась я. — Я не могу доверить своего
ребенка чужому человеку».
И мы остались. А через
месяц вместе с маленькой Калинкой поехали на гастроли в
Челябинск... Конечно, сейчас это выглядит нелепо и наивно, но,
поверьте, не могла я оставить свою малышку одной в
капиталистической стране. Воспитание-то советское.
Первая поездка за
рубеж у нас была в 63-м году в Польшу с ленинградским
мюзик-холлом. Премьера. Мы выходим на сцену, начинаем петь и
вдруг у Коли лопается струна. Он продолжает играть на остальных
шести. Вскоре лопается вторая, а за ней — третья. Зал замирает.
В этот момент гаснет свет. Мы стоим в полной темноте. На наше
счастье девочки из кордебалета зажгли свои свечи, приготовленные
для следующего номера, и вышли, окружив нас. Коля перевернул
гитару, я запела, а он, постукивая ладонями, аккомпанировал.
Когда Маргарет Тэтчер
приехала в Союз, нам позвонили из министерства культуры,
сказали, что она, оказывается, давняя наша поклонница,
спрашивает разрешения прийти в гости. Мы с Колей любым гостям
рады. Конечно, приняли и миссис Тэтчер. Познакомились, спели. Ей
все понравилось: и как принимали, и как пели, и обстановка, и
квартира. Жаль вот только, не могли мы ей сказать, что и
обстановка, и квартира у нас гораздо скромнее, а в эту нас на
один день определил то ли минкульт, то ли кгб. А может, она и
сама догадалась?
С гастролями мы
объездили весь мир. Наверное, легче назвать страну, в которой не
были. И все-таки, как это ни странно, один из самых любимых
наших с Колей городов — Новосибирск. Объяснить не могу, но нигде
нас не принимали так восторженно, как там. Никогда не забуду,
как взволнованный директор театра выскочил на сцену и закричал:
«Волшаниновы, я закрываю занавес, из-за оваций
может обрушиться потолок!»
Вот такие короткие записи из беседы с Радой Волшаниновой о ее
непростой, яркой и долгой жизни в искусстве. И когда иногда
друзья спрашивают у меня: «А что самое главное для тебя в
Майами?» — подразумевая, конечно же, солнце, океан, загорелых
девушек и парк попугаев, я уточняю: «Для меня? То, что здесь
живет Рада Волшанинова. И у меня есть возможность, хоть нечасто,
хоть изредка слушать, как она поет».
Александр Росин