TOP

Художник и синички

Кастусь Северинец,
лауреат премии журнала «Флорида-RUS» – 2008г.

 

Художник и синичкиХудожник и синички

У магазина на зимней улице встречаю знакомого художника.
В руках у него вместительная авоська, а вид озабоченный.
В недавние ещё времена в его мастерской мы поднимали тосты за неоспоримый талант и, конечно же, за гениальные полотна хозяина.
– Сабантуйчик намечается? – киваю в сторону торговой точки. – Никак очередной шедевр наваял?
– Обижаешь, – отвечает. – Кормушки смастерил для птиц. Иду развешивать. Вчера с балкона синичка в окошко постучала.
Вот те раз!
Обидеть художника может каждый.
Зато художник и синичку не обидит.

 

Водные процедуры

Витебский «кудесник акварели», как его называют восторженные поклонники в ближних и дальних окрестностях, Феликс Гумен проводит мастер-класс для начинающих художников.
– Что такое акварель? Акварель – это, собственно, вода, смешанная с красками. Главное, правильно разлить воду на ватман…
Вода разливается, краски смешиваются, постепенно проявляются то узнаваемый волшебный местный пейзаж, то фантосмагорические картины из космоса.
Школяры стараются выполнять советы мастера тютелька в тютельку, но выходит нечто невообразимое, что и мазнёй назвать поостережёшься.
Хотя и вода – та же, и краски – те же.
Гумен наблюдает за творческим процессом с мудрой улыбкой.
Он и сам когда-то так начинал.
И давно понял, что тайны творчества не раскрываются кем-то, а постигаются самим.

 

Вопрос от авангардиста

Старейшему витебскому художнику Александру Александровичу Соловьёву уже за 90.
Он – известный белорусский художник, хотя сам – чистокровный русский из Новгородской глубинки. В войну партизанил, воевал в действующей армии.
Долгие годы был главным художником Национального Академического драмтеатра имени Якуба Коласа. Оформил более восьмисот спектаклей в Витебске и более ста в различных театрах Беларуси и за границей. Награждён орденом Франциска Скорины.
Выпусник Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной, а попросту «Мухи», и Белорусского театрально-художественного иститута — на сегодняшний день самый продвинутый витебский авангардист.
Помимо авангарда, Сан Саныч порой пытается прояснить для себя вопросы с политическим подтекстом.
– Вот скажи мне, почему, если русский человек любит Россию, он – патриот, а если белорус любит Беларусь, он – националист?
И сам себе отвечает:
– Всё это фантомные боли российского империализма.
Умом Россию не понять.
И русского человека тоже.

 

Метаморфозы

Витебск!
Художественные ассоциации — пунктиром: Пэн, Шагал, Малевич… Утвердители нового искусства (УНОВИС), еврейский ренессанс, супрематизм, Витебский авангард.
Милое прошлое!
Сегодня в Витебске проще встретить персонажей российской попсовой тусовки, чем пэновских «Девушку в белом», «Неизвестную в красной шляпке», «Сапожника-комсомольца», «Старого портного», «Талмудиста», «Еврея-пекаря» и других витеблян, с любовью и нежностью воспетых Юделем Моисеевичем на своих шедевральных полотнах.
И Марк Захарович вряд ли бы назвал современный Витебск «моим Парижем» и уж точно не отправил бы на небесную прогулку над стандартными спальными микрорайонами своих «Влюблённых».
Разве что отец-основатель супрематизма Казимир Малевич узрел бы здесь нечто схожее со своими супрематическими композициями. Да и то в извращённом виде. Потому как среди унылых панельных «коробок» обязательно попадётся какая-нибудь «лепёха» новомодного торгового центра.
Словно пахучий след коровьего стада, покорного бредущего под щёлканье пастушьего кнута.
Невыразительное настоящее.
Как остроумно заметил Лев Аннинский, «жить стало лучше, но противнее».

Comments are closed.

Highslide for Wordpress Plugin