Посвятим флоридский рассвет вечному романтику Паустовскому. Его “Книгу скитаний” я перечитываю всю жизнь. Но она не стареет, и, как в детстве, восхищает, радует и дарит надежду. В этом месяце Константину Георгиевичу исполняется 130 лет.
В Киеве была весна 1912 года. Перед экзаменами в саду была устроена сходка. На нее созвали всех гимназистов нашего класса, кроме евреев. Евреи об этой сходке ничего не должны были знать.
На сходке было решено, что лучшие ученики из русских и поляков должны на экзаменах хотя бы по одному предмету схватить четверку, чтобы не получить золотой медали. Мы решили отдать все золотые медали евреям. Без этих медалей их не принимали в университет.
Мы поклялись сохранить это решение в тайне. К чести нашего класса, мы не проговорились об этом ни тогда, ни после, когда были уже студентами университета. Сейчас я нарушаю эту клятву, потому что почти никого из моих товарищей по гимназии не осталось в живых. Большинство из них погибло во время больших войн, пережитых моим поколением. Уцелело всего несколько человек.
Фото и фотоколлаж Александра Росина/Alexander Rossin, журнал «Флорида-RUS».