Не знаю, как это было у вас, но каждый раз, когда я с головой уходил в роман “Улисс”, мне снились странные сны. Чем дольше живешь с этим романом, тем яснее понимаешь, что околдован или даже заколдован этой удивительной, ни на что не похожей, ломаной и изощренной до примитивной простоты прозой.
Весь роман – в один день. 16 июня – день похождений (или даже хождений) ирландского еврея Блума по городу Дублину.
Американский писатель Уильям Мерфи в статье «Портрет Леопольда Блума» сообщает: «Вероятно, прототипом джойсовского Леопольда Блума стал Арон Этторе Шмитц, больше известный как Итало Звево, один из основоположников модернизма, родившийся в Триесте (Италия). Джойс встретился с Звево, когда тот отправлялся в командировку в Лондон и ему нужно было подтянуть английский. Занятия английским переросли в крепкую дружбу. Настолько крепкую, что Звево и его жена, Ливия Венециани, в числе первых услышали повесть «Мертвые» (The Dead). Когда Джойс прочитал последние строки, Ливия преподнесла ему букетик цветов, собранный в ее саду».
«День Блума» (Bloomsday), — праздник, устраиваемый ежегодно 16 июня. Он назван в честь главного героя романа Джойса «Улисс» Леопольда Блума, а 16 июня выбрано, потому что в этот день в 1904 году состоялось первое свидание Джойса с его будущей женой Норой Барнакл, его и увековечил писатель в романе.
В 1982 году, в год столетия со дня рождения Джеймса Джойса, в Дублине отметили Блумсдэй впервые официально, после чего масштаб празднований стал увеличиваться с каждым годом и теперь проходит по всему миру. Поклонники Джойса обряжаются в костюмы той эпохи, заказывают блюда, как в романе — жареные бараньи почки, стаканчик бургундского и бутерброд с итальянским сыром.