Поплавок резко пошел вниз, рыбак дернул, и сом на крючке плюхнулся в лодку, задев сидящего в ней мирного пассажира. Рана от укола плавником сильно болела, нарывала и не заживала более полугода, напоминая кратер вулкана. Подобные истории совсем не редкость. По краям спинных и грудных плавников сомов расположены ядовитые железы с нейротоксином и молекулами, препятствующими свертыванию крови. Боль от самого укола вскоре проходит, а ранка продолжает гноиться, так как вместе с ядом туда попали самые разные бактерии. Правда, вместе с заразой на коже сома находятся и вещества, которые способствуют заживлению ран, что используется в народной медицине. Во Флориде обитает множество разных сомов, как местных так и завезенных. Пресноводные сомы могут жить и в соленой воде, а кроме того у побережья Флориды встречается два вида морских сомов – ариусов.
Сомы живут на дне, куда свет не достигает, ну ничего не разберешь, и природа наделила этих рыб необычайными органами чувств. У сомов острое обоняние, зрение хорошо приспособлено для видения в темноте. У всех сомов есть усики, откуда и пошло английское название catfish – рыба-кошка. Все позвоночные животные ощущают вкус, когда добыча уже во рту, а у сомов вкусовые сосочки в огромном количестве разбросаны и на усиках, и на голове, и по всему телу. Можно только помечтать: прислонишься щекой к торту, уже сладко, заедешь локтем в тарелку соседа, почувствуешь вкус чужой еды, если упасть лицом в миску с икрой, совсем жизнь удалась. А то ведь приходится, как учил Кот Матроскин, есть бутерброд колбасой вниз, ведь у людей-то орган вкуса строго ограничен языком. Ушей как таковых у сомов нет, но есть специальные косточки, соединяющие поверхность кожи с плавательным пузырем, эта конструкция работает как очень чувствительное ухо. Сомы слышат шаги людей на берегу и и по походке могут отличать одного человека от другого. В Китае для предсказания землетрясений в аквариумах держат сомиков, которые засекают низкочастотное гудение земной коры. По японским преданиям сами землетрясения происходят, когда шевелится мифический сом Намадзу, живущий глубоко в море. Прикосновения передаются в мозг сома боковой линией, клетками на поверхности кожи, которые могут фиксировать завихрения от проплывающей вдалеке рыбы. Есть у сомов и шестое чувство, специальный орган, улавливающий электромагнитные волны. Сомы умеют издавать звуки, да и с чего бы молчать, когда столько всяких разных чувств и впечатлений, наверняка есть чем поделиться. Одни сомы для разговора используют плавники, скрипящие наподобие трещеток, другие плавательный пузырь. У каждого вида своя рабочая частота, а вот сигналы бедствия идут на общей для разных сомов длине волны.
Сом рыба серьезная, и супруги сроком на год придирчиво выбирают друг друга за несколько месяцев до нереста. “Сомы трутся”, солидно говорят на юге России о процессе икрометания. Оплодотворенная икра у пресноводных сомов складывается в заранее приготовленное самцом гнездо, а у морских – прямо папе в рот, после чего он самку прогоняет, дескать, сам справлюсь. Однако сомиха не уплывает, а охраняет дальние подступы к гнезду. Когда мальки вылупляются, отец их какое-то время стережет и помогает искать пищу, взбаламучивая хвостом ил. Если еды мало, на помощь может придти и мать. Зависнув над гнездом, она самоотверженно выдавливает в него икринки для подкормки деток . Сомята растут, и некоторые виды вырастают гигантами. Самые большие сомы в США попадались в 19 веке и достигали 100 кг. Обыкновенный сом – единственный вид, встречающийся в Европе, крупнее, и в России ловили сомов весом более 300 кг, длиной около 5 м. После этого невольно поверишь рассказам, что сомы утаскивали телят, а, бывало, и детей. У сома огромная пасть, и он засасывает или заглатывает добычу. Водяные, жившие в тех же омутах, что и сомы, не могли пропустить подобных великанов и использовали их то как коров то как лошадей. Сомы ведь способны очень быстро плавать, форма тела у них обтекаемая, скользкая кожа, широкая и плоская голова работает как подводные крылья. Самые маленькие сомы ванделии или кандиру, к счастью, во Флориде не живут. Размером около 2 см, они паразитируют в жабрах рыб, но могут заплыть в мочеиспускательное отверстие и обосноваться там. Во Флориде прижились, сбежав из аквариумов, лягушковые сомы кларии – walking catfish. Они переползают из водоема в водоем и дышат во время путешествия воздухом. Для этого кларии обзавелись специальным губчатым органом позади жабр. Люди, как и водяные, тоже не обошли сома вниманием, и в США каждый год 25 июня проводят Национальный День Сома. Согласно указу Президента от 1987 года этот день отмечают “соответствующими видами деятельностями и церемониями”.
[divider]
Галина Эйснер-Негрук
Вестон, Флорида