Избранные места
из Живого Журнала писателя
Евгения Попова
Внеочередная благодарность
(Вместо предисловия)
25 января 2010 в музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина состоялось вручение первой независимой общенациональной премии «ТРИУМФ», присуждаемой за высшие достижения литературы и искусства с 1992 года. За эти годы лауреатами этой престижной премии стали выдающиеся деятели нашей культуры, среди которых Сергей Аверинцев, Белла Ахмадулина, Святослав Рихтер, Виктор Астафьев, Майя Плисецкая, Светлана Алексиевич, Алексей Герман, Фазиль Искандер, Василь Быков, Георгий Данелия, Олег Лундстрем, Марк Захаров, Олег Чухонцев, Юрий Шевчук, Константин Райкин, Олег Янковский.
Лауреатами ТРИУМФа за 2009 стали:
Дирижер Владимир Минин, писатель Евгений Попов, театральный критик Анатолий Смелянский, композитор и джазовый музыкант Владимир Тарасов¸ режиссер Дмитрий Черняков.
РЕЧИ НА ВРУЧЕНИИ ЕВГЕНИЮ ПОПОВУ ПРЕМИИ «ТРИУМФ»
ЯНВАРЯ 25, 2010 МУЗЕЙ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ В МОСКВЕ
АНДРЕЙ ВОЗНЕСЕНСКИЙ:
Евгений Попов ворвался в русскую литературу стремительно и все же совершенно неожиданно. Его сибирские рассказы поражали сочностью языка, рискованной смелостью сопоставлений. Появление Жени Попова приветствовали Василий Шукшин и Олег Волков, о чем упоминает в своем обширном интервью Андрей Битов. В Союзе писателей он принадлежал к той группе художественного инакомыслия¸ которая начала писать без внутренней цензуры. Он вместе с Аксеновым и Ерофеевым стал инициатором неподцензурного альманаха «Метрополь». Когда молодых Попова и Ерофеева исключили из Союза писателей, это сопровождалось общественным резонансом, сродным судилищам за слово Синявского, Даниэля, Гинзбурга и других. Как обрадовался бы Василий Аксенов, только что ушедший от нас член жюри, когда бы узнал, что его другу и единомышленнику присуждена премия «Триумф». Но Вася знает…
АЛЕКСАНДР КАБАКОВ:
Писатель Евгений Попов – многолетний и преданный певец народа, влюбленный в здравомыслие и неповрежденный рассудок. Не его вина, что в большую часть времени, на которое пришлось его сочинительство, здравый смысл объявляли безумием, бездарно изобретенные принципы провозглашались общеобязательными, а фальшивые чувства – безусловно свойственными человеку. Все сочинения Евгения Попова суть одна народная драма: история о том, как госчудовище Ивана-дурака одолеть пыталось, а Иван-то не будь дурак, хватил стакан для храбрости, объехал чудовище на кривой козе, да еще наподдал с тылу – на-ка, возьми меня, я есть простой нард неприкасаемый. Ниже грузчика не назначишь, дальше Сибири не сошлешь, а мы тут и так в Сибири бичуем, в прекрасном городе К. на великой реке Е.
Попов – не просто народный писатель, он создатель истинно народной литературы, главная идея которой состоит в том, что здравый смысл народа всегда побеждал, побеждает и будет побеждать безумие власти, что любой бич свободнее любого начальника.
ЕВГЕНИЙ ПОПОВ:
Я благодарю за оказанную мне высокую честь учредителей самой престижной российской независимой премии «Триумф» и ее жюри, состоящее из действительно уважаемых мною личностей.
Выбрав меня лауреатом именно 2009-го года, они, на мой взгляд, поступили очень мудро. Если бы я эту премию получил раньше, то мог бы загордиться, как тот повар из рассказа Зощенко, который чуть не утонул в пруду. А сейчас я тих, растроган, староват, потерт, опытен.
Ощущаю мистическую поддержку моей малой родины, города К., стоящего на великой сибирской реке Е. , впадающей в Ледовитый океан, поддержку своей семьи, друзей, учителей и наставников, среди которых особое место занимают два великих Василия – Аксенов и Шукшин, два Андрея – Битов и Вознесенский.
Спасибо, господа! Пользуясь случаем, заявляю: Россия – великая страна, и когда-нибудь люди будут жить здесь, как люди. Но когда, точно сказать не могу.
*********
ТЕМА ДИССЕРТАЦИИ: “Развевание скуки как профессиональная обязанность литератора”
*****************
Я и сам, признаться, не понимаю, что это такое “постсоветская российская интеллигенция”. В текст лезет цитата из марксиста Вацлава Воровского ” В Одессе интеллигентом считается всякий, кто носит вместо кепки котелок”.
************
Я недавно с удивлением узнал из мемуаров набоковского сына, что великий маэстро любил Ильфа-Петрова и Окуджаву. По-моему, Окуджава об этом не знал.
В воспоминаниях Дмитрия Набокова прочитал, что В. Набоков еще до эры компьютеров использовал принцип компьютерной вставки. В компьютере слово или фразу выделил, нажал delete и напечатал другое слово, фразу. Там это приходилось приклеивать поверх. А если всю страницу перепечатывать – ошалеешь. Он выпечатывал кусок прозы, а потом пользовался клеем и ножницами. Собственно, многие так делали. Компьютер ведь в этом смысле всего лишь бесшумная и комфортабельная пишущая машинка.
У меня остались рукописи, где наклеено на текст по десять слоев вставок.
А еще мне сегодня сказали, что сын Набокова – балбес и плейбой. Папаша ему велел свою незаконченную книгу уничтожить, а сын ее толкнул на книжном рынке.
Действительно, сложный вопрос о посмертной воле автора. Что было бы, если Макс Брод уничтожил рукописи Кафки?
А вообще-то Вы правы. Это РАБОТА автора истреблять собственные рукописи, если уж так охота. Это все равно как убийство на другого перекладывать. Тебе, барин, охота “Мертвые души” жечь, так сам и жги. А я в трактир пойду!
****************
Серьезное дело поручено мне.
Давлю сапогами клопов на стене.
Высокое дело, высокая честь,
Когда под ногой насекомое есть.
(Из ОПУБЛИКОВАННОЙ В СССР пародии А. Архангельского на “Гренаду” М. Светлова).
*****************
Покойный писатель Вл. Кормер утверждал, что “Случайный вальс” был популярен не только в советской, но и во власовской армии. Кстати, он назывался раньше “Офицерский вальс”, и там были слова: ” И лежит у меня на ПОГОНЕ (а не на ЛАДОНИ!) незнакомая ваша рука. Песня действительно дивная! И одновременно с этим у того же Долматовского:
Переливы пионерских горнов
В молодой Гвинее слышал я.
Африку пришельцы звали черной –
Светлой назовем ее, друзья!
Не удивляюсь, просто констатирую. Пропади всё же пропадом те времена!
***************
Шелупонь, она и есть шелупонь. При всех режимах. В начале новых времен появилось изрядное количество смелых правдолюбцев, которые при коммуняках сидели, как мышь под веником. Сейчас они либо померли, либо одумались и теперь хвалят совок. Дескать, не все там так уж плохо было, товарищи!
Когда меня спрашивают о прошлых временах, я резонно отвечаю, что они симпатичны мне лишь тем, что я был моложе на 30-40 лет. А всего остального мне НЕ НАДА! Возьмите себе всю эту Духовность в коммуналках и “доброе слово даже кошке приятно”.
*****************
Темное место Мавзолей, какое-то подозрительное, шарлатанское. То там по-двое лежат, то по одному. Как хорошо, что я никогда там не был. Думаю, что если не грех, то огромный соблазн, ПРЕЛЕСТЬ туда ходить.Вот отчего на всех фотографиях у членов Политбюро такие отчаянные лица. Как у их японских коллег-камикадзе.
**************
Про рыжики и писателя Солоухина довольно грубо написал в романе “Москва-Петушки” покойный Венедикт Васильевич Ерофеев. «Мой глупый земляк Солоухин зовет вас в лес соленые рыжики собирать. Да плюньте вы ему в его соленые рыжики!»
Тут он неправ. Рыжик – великая закуска.