TOP

Не Попов, но Попович!

Александр Росин
редактор

 

Григорий ПоповичТридцать лет и три года тому назад, в 1980-м году, когда жонглер и эквилибрист Гриша Попович был совсем юн, я в рецензии на программу одарил его такой вот фразой: «Он, конечно, пока еще не Попов, но уже Попович». Шел мальчишке в ту пору аж семнадцатый год.
В марте 2013 года Цирк Григория Поповича в очередной раз приезжал на гастроли в Южную Флориду. Я это событие не пропустил по многим причинам: во-первых, потому что никогда не пропускаю выступления Григория, во-вторых, потому что этот его приезд был предъюбилейным, в середине апреля мастеру исполнялось 50 лет, а в третьих(и это самое главное!), потому что созданное 12 лет назад в Лас-Вегасе комедийное шоу и его создатель стали явлениями уникальными.
Теперь поясняю.
Я много писал о цирке. И знал его, что называется, изнутри. Но тогда, в 1980-м, в лице семнадцатилетнего Гриши Поповича впервые в жизни встретил Моцарта. То есть абсолютного небожителя, жонглера от бога.
Балансируя на высокой незакрепленной лестнице(в цирке ее называют «вольностоящая»), он жонглировал пятью булавами в темп из-за спины и девятью кольцами.
Оба трюка позже были вписаны в книгу Гиннеса.
Но. Внимание! Не только это поразило тогда. Среди экзальтированных, самовлюбленных, эгоцентричных, заточенных на самих себя цирковых артистов, Гриша выделялся тем, что стал для меня первым, да и, пожалуй, последним из людей этого цеха, кто умел слушать и даже(!) задавать вопросы. И когда через несколько лет он в одном из писем попросил меня составить для него список обязательных для прочтения писателей, потому что тех, что давали в курсе советской и зарубежной литературы на режиссерском факультете ГИТИСа ему было недостаточно, я понял, что этот парень пойдет далеко.
Для меня тогдашнего в понятие «далеко» входила красная строка великих советских(других я просто не знал и не видел) мастеров манежа: Ольховиков, Манжелли, Серж, Попов, Енгибаров, Никулин, Довейко, Волжанский, Дуровы, Бугримова, Эдер, Карандаш, Аберт, Кантемиров, Кисс, Игнатов, Кио, Филатов, Канагин, Солохин, Манукян…
Что может быть выше и значительней этих и десятков неназванных здесь из-за нехватки места имен Королей манежа?
Оказывается, может.
И то, чего достиг Григорий Попович к своим совсем невеликим пока 50 годам ничуть не ниже его достижений на манеже. Он стал едва ли ни единственным выходцем из наших бескрайних советских просторов, кто смог сказать свое слово в американском шоу-бизнесе.
И даже не пытайтесь спорить, я знаю, о чем говорю: на Западе свое дело в эстрадно-балетно-цирковом искусствах смогли создать только три человека: Сергей Дягилев, Вячеслав Полунин и Григорий Попович. Все. Остальные, самые-рассамые пугачевы и киркоровы – всего лишь гастролеры-гастарбайтeры неизвестные американской публике.
То, что Попович сделал на манеже, и то, что он сделал и продолжает делать в американском бизнесе не имеет аналогов. А значит, Григорий Попович – великий цирковой артист и великий бизнесмен.

 

– Как ты шел к своему цирку? – спросил я его в эту нашу встречу.
– Я начал над ним работать в 2000 году. Все время думал, как сделать, чтобы отличаться от всех. Но полный спектакль в Вегасе пробить сложно, и я уехал в Миссури, в курортный город Брансон. Это такой вариант второй лиги американского шоу-бизнеса, куда уезжают уходящие на пенсию «звезды»; там публика попроще и доброжелательней. В Брансоне я проработал 4 сезона. А потом обкатывал программу в турах по США, и в 2006 вернулся в Лас-Вегасе уже полностью со своим шоу, начал показывать его в «Планете Голливуд».
Спектакль строился по принципу сознательного использования классики советского цирка, много реприз с кошками и собаками. Но выезжать только за счет одних животных мне было неинтересно, хотелось развить свой образ в клоунаде, и я вспоминал старые проверенные репризы, искал что-то близкое себе. Когда ездил в отпуск в Россию, брал мастер-классы у Валеры Мусина, очень талантливого клоуна, к сожалению, рано ушедшего. Многое мне подсказали в свое время коверные Митя Альперов, дядя Толя Смыков, профессор ГИТИСа Борис Бреев… Ну и, конечно, родители. Я им очень благодарен. Помимо опыта дрессуры (мама) и жонглирования(папа) самое главное, что они дали мне и что помогло мне устоять во всех перипетиях – отношение к работе: что бы ни было – праздники, дни рождения, гостиничный бедлам – но, как у Олеши «ни дня без строчки», у нас – «ни дня без репетиции», – это святое, иди и жонглируй, кидай, кидай, кидай. И это давало (я не осознавал тогда) стабильность и независимость ( все в твоих руках!). Ну, а когда на Фестивале в Париже первым из русских артистов я получил золотую медаль, то подтверждение правильности их философии была для меня на 100 процентов. И, знаешь, когда уже здесь был период поиска, сомнений или неудач, я всегда вспоминал их, моих родителей, моих цирковых наставников, и знал: иди и репетируй, вся вина только в тебе, просто, нужно больше пахать… Вот где то так.

 

Не знаю, как вас, а меня всегда радует, когда кто-то из наших добивается больших успехов. Особенно в таком зыбком и трудно прогнозируемом деле, как шоу-бизнес. Мы уже доказали, что «можем собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов» поставлять на научный, технический, компьютерный, музыкальный и даже литературный мировой рынок. Шоу-бизнес после Сергея Павловича Дягилева долгое время оставался нам недоступен. И вот – прорыв! Сначала Полунин с его «Снежным шоу», а теперь и «Цирк Григория Поповича».
С днем рождения, Гриша! Ждем новых открытий!

[divider]

На снимке: Григорий Попович в редакционном саду.
Фото автора.

1 comment. Leave a Reply

Highslide for Wordpress Plugin