TOP

Два рассказа

Валерий Бохов

 

Поля и Паша

С детства Полина и Павел росли вместе. Дома их стояли по соседству. Огороды их тянулись рядышком. Травяные покосы их располагались бок о бок.
И внешне они были похожи: оба высокие; светлые; крепкие, красивые.
Были они одногодками. Да и учились они в одном классе. Дружили. Всё время их видели вместе и даже называли «ПольПаш».
Вместе они подолгу пропадали на речке, бегали взапуски, ходили за грибами, любили бегать под теплыми струями дождя по лужам. Со временем заботы по хозяйству занимали все больше и больше времени. Детские забавы забывались.
Учились они хорошо. В школьных аттестатах их были пятерки и четверки.
После школы Паша выучился на тракториста.
Поля окончила в районе торговые курсы.
Ушел Паша в армию. Вернулся он из армии с женой.
Поля вышла замуж еще раньше. Известный на всю область комбайнер из их же деревни заслал к ней сватов.
Поля работала продавщицей в магазине.
Паша после армии – трактористом.
У мужа Поли комбайн часто выходил из строя, а запчасти колхоз редко мог купить. Токарь МТС иногда смог вытачивать некоторые детали к комбайнам, чем выручал колхоз.
Когда Павлу исполнилось двадцать пять лет, жена родила ему дочь. Дочь внешне была очень похожа на Полину. И назвали ее Полей.
Муж Поли в очередной раз долго ремонтировал комбайн, но восстановить его не смог. Опустил он руки, а потом и сам опустился – оказался он среди примагазинной пьяни. Перестал работать. Изредка нанимался на сезонные работы.
Павел трудился и все было у него ладно. Но вот свалилось на него горе – жена утонула в речке. Дочке его исполнилось десять лет. И всю работу по дому, по хозяйству, вела она. И в школе училась. Училась хорошо.
Полина и Павел встречались иногда на деревенских сходах. Садились они рядом, но все время молчали. Хотя он был человеком разговорчивым, и она была бойкой на людях.
Об одном эпизоде они всю жизнь оба вспоминали, но тайно, каждый про себя. В тот год, после школы, они были на сенокосе. Павел среди косарей, Полина – с бабами собирали, перекладывали и ворошили, теребили, поправляли, шебуршили подсыхающую траву. Но вот отзвенел сенокос, высушились травы. Настало время сеноуборочных работ. И потянулись обозы сначала в колхозное хранилище, а затем и на сеновалы. И вот укладывать сено на телегу им выпало вместе. Так распорядились старшие. Им подавали на вилах сено, а они граблями утрамбовывали его наверху. Потом увязали сено в огромный стог. Лошадь шлепнули по крупу и она, зная дорогу домой, повезла воз; а Поля с Пашей, распаренные работой, улеглись наверху огромного стога. От травяного аромата и от близости у каждого кружилась голова. Оба лежали широко раскинув руки и слегка соприкасаясь пальцами. Оба глядели в небо. Над ними плыли легкие белые облака. И казалось, что в жизни у них все будет светло, легко и радостно. У Поли трепетало сердце, она ждала и боялась, что Паша вот-вот обнимет ее. Но Паша не решился. Ему стало жаль ее. Вот об этом-то с замиранием сердца и сладкой болью вспоминали они иногда; вспоминали так, что перехватывало даже дыхание.
Всю жизнь у Поли была одна отрада, одна отдушина, заглушающая все душевные волнения и боли – цветы. Никто больше в деревне не разводил их. Цветы любила разные и разного цвета. Но больше всего тянуло Полю к цветам белого, желтого, оранжевого и красного цветов. Особенно ей удавались маки. Цвета маки были красного, но с разными оттенками – от бордового до розового.
Пашиной Поле она часто дарила букеты – украсить их дом. А со временем, когда у маленькой Поли проявилась тяга, любовь к цветам, Полина стала давать ей семена растений. А та выращивала их и любовно ухаживала за ними. Палисадники возле их домов были самыми яркими и приезжие всегда останавливались у этих цветников полюбоваться.

Жили Полина и Павел долго, до пятидесяти девяти лет. И умерли они в один год. Могилки их на деревенском кладбище располагались рядом. И на обоих росли одинаковые цветы. Особенно радостными были маки. Большущие маки. Цветы – праздник.

 
 
 

Микрофон

Мы с родителями переехали в другой район Москвы. Поэтому первого сентября я пошел в другую школу. У меня был новый класс, новые товарищи, новые учителя.
Школа мне чрезвычайно понравилась. Понравился народ, уважительное и доброжелательное отношение к ученикам. Чувствовалось, что в школе создана благожелательная обстановка, направленная на то, чтобы ребятам было радостно творить и учиться. Инициатива школьников не сковывалась. Наоборот, свободное, творческое отношение к учебе поощрялось. Ученикам предоставлялась возможность иметь и излагать своё мнение, учителя их благосклонно выслушивали.
Я с удивлением обнаружил, что в школу спешу, что мне хочется побыстрей очутиться в классе среди учеников, почувствовать атмосферу школы. Я и учиться стал с огромным интересом. Это еще и из–за того, что в школе были выдающиеся учителя. Предметы они преподавали так, что безразличие исчезало, а охота к знаниям росла. Я стал лучше учиться. И оценки, конечно, стали выше, чем в предыдущей школе.
Приведу простой пример. Ученики окружающих школ носили объемные заплечные ранцы с учебниками, тяжеленные портфели книг. Ученики же нашей школы носили, по крайней мере, вдвое меньшие ноши. В школе так пришли к этому. По многим, если не по всем, предметам были устроены парные часы.
Еще пример: два ученика последнего (выпускного) десятого класса забрались в сторожку, где хранились грабли, лопаты, ломы. Сторожка стояла на лужайке школьного сада. Они там курили и по недосмотру спалили ветхое сооружение. Горящая спичка попала на мешок с сухими листьями, собранными как удобрения. Инвентарь не пострадал; его успели выкинуть.
Своей вины ребята не отрицали и выразили готовность на заработанные летом деньги купить досок и рубероид. Построить сторожку им помогут одноклассники. Ребят никто не ругал. Знали, что все так и будет, как было ими сказано.
А биолог показала остальным школьникам, как конструктивно можно использовать данный случай. Сторожку можно построить рядом с тем местом, где она стояла. Здесь же на месте пожара огородить участок земли и поручить вести наблюдения нам – шестиклассникам. Цель наблюдения – выяснить, как зарастает горелое место, какие растения появятся здесь первыми, какие следом, как это привязывается ко времени. Дневник наблюдений, изложенный в форме статьи, биолог обещала опубликовать в серьезном журнале. Такая возможность у нее была.
Однажды, в середине сентября, на большой перемене, по местной радиотрансляционной сети выступил директор школы. Он сказал, что педсовет решил, что с сегодняшнего дня школьная радиорубка будет доступна каждому. Любой желающий – ученик, вожатый, учитель – может входить в рубку, включать микрофон и делать необходимые, на его взгляд, объявления и заявления.
«Я надеюсь, – сказал директор, – что ваши выступления будут корректными, без использования бранных слов и скользких тем. Для выступлений рекомендуем использовать перерывы между уроками. До и после занятий в классах в обоих сменах может быть так, что люди еще не появились или уже разошлись». Далее он напомнил, что радиорубка находится на первом этаже, на двери ее есть соответствующая надпись; что включать и выключать (после выступления) микрофон следует тумблером, к которому прикреплена картонка с надписью «вкл., выкл.», залитая в пластик, типа бейджика.
На следующей переменке все услышали объявление учителя физкультуры Владимира Ивановича о том, что собрание девятиклассников, которые летом собираются пойти в двухнедельный поход на байдарках, будет завтра после уроков в спортзале.
Марья Ивановна, преподаватель литературы и русского языка, сообщила ученикам шестых–девятых классов, занятых в школьном спектакле, что репетиция будет проходить сегодня, после последнего урока, в актовом зале.
На следующий день на одной из перемен я решил выступить у микрофона. Вошел в рубку, свет автоматически зажегся. Я включил микрофон. Назвал свою фамилию, имя, класс. Сказал, что я – новенький. Увлекаюсь спортивной гимнастикой и филателией. Кто желает обмениваться марками или дружить со мною – для тех я открыт.
Потом на большой перемене семиклассник, фамилию произнесший неразборчиво сказал, что пять школьных байдарок не имеют названий, это нарушает правила безопасности на воде. Необходимо провести конкурс на лучшие названия байдарок. Его предложение – имя «Титаник» не должно быть присвоено лодкам, а вот «Тортилла» вполне подходящее название.
Не буду перечислять все названия судов; скажу о том, что окончательно были приняты довольно нелепые названия байдарок: «Мытищинский сиреневый линкор», «Жора с Балаклавы», «Time is money» («Время – деньги»), «Тортилла», «Вы ще? Это же щикарно!». А такие названия как «Это не Титаник», «Грузный сухогруз», «Одноногий пират», «И бутылка рома» были отклонены.
Через какое – то время в эфире прозвучало «Я второклассник, меня зовут Игорь, фамилия Степнов. Друзья! Есть ли среди вас кто – то, кто собирал подъемный кран из Лего? Скажите, нужен совет».
На одной из переменок можно было услышать шум в радиорубке. Было впечатление, что за микрофон сражаются. Потом два третьеклассника наперебой сказали, что всем классом завтра направляются во Всероссийский выставочный центр и попросили того, у кого есть карта метрополитена дать им ее на время.
Микрофон редко молчал – почти постоянно передавалось то или иное сообщение…
Из множества услышанного я выделю лишь то, что привлекло меня и на что я обратил внимание. Если говорить о продолжительности времени, то эти объявления были произнесены в течение месяца – полутора.
Вот несколько обращений к аудитории слушателей, которые сделал Юра Панфилов, староста 9-а класса:
«Всех желающих пойти завтра, в субботу, в Пушкинский музей. – приглашаем. Мы заказали экскурсовода. Поэтому нам проходить разрешено без очереди. Сбор у метро Кропоткинская (выход на Гоголевский бульвар) в 9:00».
«Ученики девятых классов! В ближайшее воскресенье вместе с учителем географии Григорием Ивановичем Мусатовым отправляемся под Подольск на заброшенный карьер аметистов. Собираемся у пригородных касс Курского вокзала в 8-00. Не опаздывать! Ждем только до 8:15».
«Ученики 9-а класса идут на оперу «Аида» в Большой театр, открытый после многолетнего ремонта. Спектакль состоится завтра в 19:30. Имеется один лишний билет; вместо заболевшего ученика приглашаем ученицу 9-б класса Валентину Герасимову».
Через неделю в эфире прозвучал голос Валентины Герасимовой, которая приглашала 9-а класс в планетарий.
В дальнейшем Валентина Герасимова и Юрий Панфилов встречались, не прибегая к помощи радиосети. Я это знаю, так как она жила в нашем доме, и она не была мне безразлична, потому, что, как известно, красивые люди всегда вызывают интерес и симпатию.

В оформлении использована работа венгерского художника Ласло Кодая.

[divider]

Валерий Бохов
Москва

Comments are closed.

Highslide for Wordpress Plugin