TOP

«Я увидел парусник в окне…»

Михаил Ландер

 

«Я увидел парусник в окне, заболело сердце, защемило…»

Александру Росину и Борису Гайсину посвящаю

 

Четырехмачтовый фрегатСтрочки взятые в заголовок, из стихотворения, которое я написал в 1995 году, когда ранним утром увидел из окна стоявший на якоре парусник.
Это было в Чикаго на озере Мичиган.
Восходящее солнце золотило скатанные под реи паруса. Картина совершенно фантастическая, точно подсмотренная излишне романтически-взбаламученным художником в гриновских «Алых парусах».
Это был двухмачтовый бриг. Схватив бинокль, прочитал медные буквы «Radiant» -(«Лучезарный»). Пока искал фотоаппарат, парусник исчез, как сон… Был и не был.
Поскольку к парусным кораблям у меня особая любовь, я очень сожалел, что не успел запечатлеть его. Каково же было мое удивление, когда в мае 2000-го года я встретил этот бриг в Майами у причала Марина Яхт Клуб. Парусник принадлежал школе морских кадетов Галифакса. Под взглядaми сотен зевак курсанты взбирались на реи и учились ставить и убирать паруса.
Для некоторых это просто необычное зрелище, но для меня – ностальгия… Ведь парусную науку я стал осваивать еще в детстве, она и определила мою дальнейшую судьбу.
Но парусом можно заболеть и в достаточно зрелом возрасте. Мой очень близкий друг в 61 год исполнил свою детскую мечту, приoбрел маленькую парусную лодку, вошел во вкус, поменял на бОльшую и лихо осваивает парусную науку, втайне поглядывая на карту Карибского моря. А другой мой друг стал владельцем парусного корабля, правда, не настоящего, а всего лишь метровой модели, но изумительной красоты. Четырехмачтовый фрегат с полной парусной оснасткой и мельчайшими деталями от пушек до лебедок с тончайшей инкрустацией в бортах. Когда я увидел эту модель – обомлел, настолько она точна и изящна. Вот, посмотрите на снимке.

Но самое странное, это то что произошло со мной, когда я увидел этот фрегат. У меня в голове словно что-то щелкнуло и вся парусная терминология, давно забытая, вдруг высветилась до мельчайших деталей, будто я и не сходил с палубы парусного корабля.
Много лет назад, в расцвете моей капитанской деятельности, мне предложили перегнать учебный парусный корабль с Балтики на Черное море. Дали месяц на размышление. Ведь парусник – это не пароход, он требует специфических знаний и навыков. Я вспомнил курсантскую практику на «Товарище», где я полгода был марсовым матросом и с головой окунулся в старые конспекты и учебники. В это время в Гданьске, где мы были на ремонте, стоял польский учебный парусный корабль «Дар Поможа». Я обратился к капитану г-ну Казимиру Юркевичу с просьбой посещать тренировочные занятия. Казимир был опытный парусный мореход старого поколения. Каждый день я стоял рядом с ним, слушал его команды и внимательно наблюдал за постановкой и уборкой парусов, дважды выходил с ним в море. Кстати, все голосовые команды имеют голландские корни и никакого отношения к современным пароходам не имеют. Когда я созрел, я дал свое согласие на перегон парусника.
И хотя на большом парусном судне я совершил только один рейс (он проходил вокруг Европы, из Балтийска в Одессу, и занял четыре месяца), у меня на всю жизнь осталось ощущение , что благодаря парусам я прикоснулся к великому таинству океанов. На обычном пароходе вы никогда не испытаете того чувства свободы, которое дает парус, ветер и небо с морем.
Был у меня очень близкий приятель, ныне покойный, Александр Афанасьев, не моряк, но всю жизнь рисовавший картины с парусниками. Многие его картины были выставлены в Одесском морском музее. К сожалению недавно музей сгорел со всеми экспонатами. У меня на память остались две небольшие картины его кисти, подаренные мне лично. Когда я смотрю на них, мне кажется что паруса шевелятся. Вот одна из этих работ.

одна из работ  Александра АфанасьеваПарус – это индивидуальная болезнь, и она может заразить в любом возрасте.
Мы не знаем и вряд ли узнаем когда-либо время и место создания первой лодки с мачтой и парусом. Вполне вероятен срок в десятки тысячелетий. Идея паруса возникла (я так думаю )из наблюдения за действием ветра, а затем на мачту стали натягивать шкуры животных или щитки из древесной коры. По мнению ученых, парус изобрели задолго до колеса, потому что реки были самым естественным путем сообщения.
Древние парусники и их навигаторы, заслуживают нашего восхищения и уважения даже сейчас, в начале ХХI века, когда существует радарная навигация.
До ХIХ века, когда на морях и на океанах появились пароходы, история мореплавания была историей парусных судов мира. За пять- шесть тысячелетий моря и океаны видели бесчисленное множество мачт и парусов в самых разнообразных сочетаниях, этих вариантов было больше, чем сегодня автомобильных марок и моделей.
Как жаль, что история парусников, такая изобильно богатая, известна нам столь мало! Мы не можем точно описать, как выглядел флагман Христофора Колумба, до сих пор остается тайной размещение весел на античных триремах.
Никогда уже не узнать судьбы многих затонувших кораблей, как и исчезнувших континентов. Парусные суда всех эпох и народов – живые свидетельства трудного и извилистого пути человечества к прогрессу, пути ошибок и побед, жестокости и благородства. Это история смелых людей, для которых море было синонимом богатства, власти, славы, а то и ужасной гибели.
Но и поныне не окончена парусная эпоха – многие морские академии имеют учебные парусники. Они украшают океаны и нашу жизнь, как тот почти гриновский двухмачтовый бриг, который я однажды увидел из окна.

[divider]

Михаил Ландер

1 comment. Leave a Reply

Highslide for Wordpress Plugin