Напомним, в прошлых выпусках этой рубрики мы поделились с вами рецептами двух нобелевских луреатов флоридцев Эрнеста Хемингуэя и Исаака Башевис-Зингера. Тему продолжили Людмила Петрушевская, Александр Куприн, Джером К. Джером, Петр Вяземский, Сергей Чупринин, Кастусь Северинец, Давид Самойлов, Габриэль Гарсия Маркес, Бахыт Кинжеев, Марат Баскин, Дуглас Адамс, Иван Крылов, Уильям Теккерей. Сегодня слово Гавриле Державину.
Он первым в России описал в стихах свою еду и предложил читателям восхититься ее совершенством. Нет, конечно, перечень блюд на боярском столе, живописание богатых пиров и пышных свадеб случались и раньше, но еда как предмет высокого искусства, преподанная со зримыми деталями, с запахом и вкусом – такого в русской поэзии до Державина не бывало.
Шекснинска стерлядь золотая,/ Каймак и борщ уже стоят,/ В крафинах вина, пунш, блистая/ То льдом, то искрами, манят;/ С курильниц благовоньи льются,/ Плоды среди корзин смеются,/ Не смеют слуги и дохнуть …
(«Приглашение к обеду»)
Обратите внимание: это уже не только поэзия, это – картина. Стерлядь – золотая, вина и пунш – блистают, искрятся, манят льдом, плоды в корзинах – как будто расплываются в улыбках. Добавим сюда белый цвет каймака (блюдо, заменявшее старинным едокам современный йогурт), красный – борща, и получаем идеальную обеденную гамму: белый, красный, золотой, размытые (растянутые в улыбке) пятна желтого и зеленого, и вокруг – ледяной, искристый блеск. Думаю, любой современный фуд-стилист снял бы шляпу перед изобразительным мастерством Гавриила Романовича, а Инстаграмм великого поэта с фотографией обеда обязательно набрал бы рекордное количество лайков.
Анна Северинец, г.Смолевичи, Беларусь.