Эстонский фильм “Мандарины” поставил ученик Отара Иоселиани Заза Урушадзе. То, что Иоселиани есть в картине свидетельствует мягкий юмор и доброта. О войне можно, а может, и нужно, говорить вот так, без наносного пафоса и лишнего крика.
Тбилисский фотограф и лауреат «Флориды» Георгий Цагарели, с которым мы работали в высокогорных селах Сванетии во время схода лавин в 1987 году. Я дал линк его сайта. Но зная, что многие по Пушкину ленивы и не любопытны и, возможно, не пошли смотреть другие снимки Гоги, хочу вернуться к публикации в «Флориде» в 2009 году и показать, как настоящий художник может одним снимком показать весь страх, ужас и безжалостность войны. При том, что самой войны на снимке Г. Цагарели нет.
Александр Росин
ПОСЛЕДНИЙ ПОКЛОН. Карабах, 1994 г.
Этот снимок сделан ранней весной 1994 года на военном кладбище в Степанакерте. Война перешла в завершающую фазу и это была моя вторая командировка в Карабах. Мне рассказали историю этого человека: у него погиб сын и он каждый день приходил на его могилу и играл для сына. Потом старый музыкант стал играть и у других могил. Каждый день, в любую погоду он приходил на кладбище и играл на скрипке.
В тот день хоронили нескольких погибших солдат и на кладбище было много народу, а мне нужно было снять его одного среди могил. Минут тридцать я ходил за ним и снимал с его молчаливого согласия, пока на глазах этого пожилого человека не навернулись слёзы. Мне стало стыдно за свою профессиональную наглость, и я прекратил съёмку. Потом, через много лет, на моей выставке я увидел женщину, плачущую у этой фотографии, и я понял, что всё было не напрасно.
Георгий Цагарели