Михаил Ландер (1926 – 2020),
капитан дальнего плавания,
ветеран 2-й мировой войны,
лауреат журнала «Флорида».
Признаюсь, я несколько раз начинал этот очерк, но всякий раз откладывал. То ли 8-е марта быстро пролетало, то ли текучка заедала. Но вот теперь, благодаря настойчивости моей жены и в преддверии очередного 8 марта, я вернулся к этой теме.
Обычно слово «морячка» в народе подразумевает жену или дочку моряка. Позднее это понятие распространилось на женщин, работающих на морских судах: борт-проводницы, буфетчицы, стюардессы или комсостав: радистки, врачи, синоптики. Но ни на одном корабле в мире нет, например, женщины шеф-повара. Точно так же крайне редко раньше женщин принимали на судоводительские факультеты. Традиции крепки на флоте. Только с 1974 США и Канада открыли двери для девушек в свои морские вузы, да и то при жестком отборе и только в 1%. Исключением из общего правила может служить капитан дальнего плавания Анна Ивановна Щетинина из Дальневосточного пароходства.
Это был наш доморощенный эксперимент, демонстрация “свободной” женщины в СССР, т.е. обычная показуха. В своих поздних мемуарах Анна Ивановна писала: «…Не женская эта работа на море, особенно на мостике. Я не знала счастливой семейной жизни, и обменяла бы все почести и награды на обычную женскую долю».
Хотя законы стран запада ограждают женщин от дискриминации по половому признаку, обеспечивая равные с мужчиной права, на практике женщина не может сочетать работу и семью в условиях морской службы. За время моей долголетней работы на море, я был свидетелем многих женских слез тех смелых морячек, кто вопреки правилами рискнул взяться за штурвал. Конечно, бывают и исключения. В рейсах на Кубу я несколько раз принимал на борт лоцмана- женщину Элоизу Веркадес. В судоходной кампании “Royal Caribbean International” шведка Карин Стар-Йансон командовала в течении 2007 года пассажирским лайнером “Monarch of the Sea”.
Но исключения эти, так же, скажем, как знаменитая пиратка Жана де Понтьевр или неуловимая морская авантюристка мадам Вонг, лишь подтверждают правило: женщине не место на мостике большого корабля.
Другое дело яхты! И есть несколько женщин-наших современниц, совершивших поистине подвиг, – одиночное плавание через океан. Даже словосочетание «мужественные женщины» перед ними ничто. Итак, мужчины, снимите шляпы, женщины – возгордитесь! Первой женщиной, оказавшейся один на один с океаном, была Агата Мюллер. Ее отец, Пауль Мюллер, в 1928 году пересек Атлантику на яхте «Ага», названной в честь дочери. В 1949 Мюллер направляется в новое плавание на небольшой 5-ти метровой яхте и берет с собой дочь. 65-летний моряк неожиданно скончался в плавании, и Агата Мюллер осталась одна в центре Атлантики. Немало мужчин, попавших в такое положение, могли бы впасть в тяжелую душевную депрессию и погибнуть. Но Агата, проявив исключительное мужество и волю, после долгих блужданий по океану добралась до берегов Либерии.
А первой женщиной, победившей океан, морская летопись называет Энн Дэвисон – 36-летнюю журналистку.
И хотя в первой попытке пересечь океан на яхте «Trust» вместе с мужем, она в Ла-Манше в результате катастрофы потеряла и мужа, и яхту, Энн от своей затеи не отказалась. И 18 мая 1952 года на яхте «Felicity Ann» с бермудским парусом и 5-ти сильным двигателем, она снова выходит в океан курсом на Америку. На шестидесятый день плавания океан был покорен!
12 июня 1965 года от берегов Калифорнии отошла небольшая яхта «Sea Sharp», которой управляла 33-летняя американка Шарон Сайтс. Она направилась к Гавайским островам. Уверенная в успехе яхтсменка взяла с собой запас продовольствия на два месяца, а питьевой воды на три месяца. Погода в основном благоприятствовала плаванию, и яхта проходила 80-90 миль в сутки. Во время сильного восьмибального ветра, при неудачном маневре парусами, Шарон сломала кисть правой руки, которой ничего не могла делать до конца рейса. 22-го июля, через 39 дней океанского плавания, «Sea Sharp» прибыла в Гонолулу, оставив зa кормой 2500 морских миль. Шарон сошла на берег в безупречно белых брюках и на многочисленные вопросы корреспондентов скромно отвечала: «Я плаваю, потому что испытываю потребность в этом».
Что это были не пустые слова отважная американка доказала в 1969 году. Она уже вышла замуж и стала матерью двоих детей, но морские просторы по-прежнему влекли ее. 12 мая 1969 года из японского порта Иокогама вышла яхта «Sea Sharp-II» и направилась к берегам Калифорнии, – Шарон Сайтс-Адамс решила пересечь Тихий океан в обратном направлении, удлинив маршрут в два раза – до 5000 миль. Проложив точно курс, яхтсменка даже рассчитала продолжительность рейса – 74 дня. За время плавания Шарон перенесла семь штормов, получила несколько ушибов и успела сшить себе вечернее платье. 23 июля «Sea Sharp- II» была замечена кораблем береговой охраны США, а на следующий день Шарон сошла на берег, преодолев океан за 73 дня. «Я люблю самостоятельность, – сказала в интервью Шарон, – и поэтому смогла преодолеть все тяготы, ежедневно подстерегающие меня в пути. Не столько технического, сколько психологического порядка. Очень докучало одиночество и непонятные звуки ночного океана Я спасалась разговорами, обращаясь к солнцу, волнам, яхте и звездам. Я встречала каждый рассвет молитвой, подобно древним предкам».
«Если вы никого не хотите видеть, никого не хотите слышать, если хотите побыть в одиночестве, чтобы успокоиться, разобраться в себе, я скажу, что нужно делать. Поднимайте паруса и плывите через океан. Обязательно поможет», – Шарон Сайтс-Адамс.