Александр Росин
редактор
Передо мной задача простая и, одновременно, сложная. Хочу рассказать о двух певицах. О двух звездах эстрады. Обе дороги мне, обеих искренне и преданно люблю. Их зовут Аэлита и Елена Камбурова. Они во всем разные. Аэлита родилась в Риге. Камбурова – в Новокузнецке. Аэлита живет в Майами-Торонто-Нью-Йорке. Камбурова – в Москве. У них разные голоса, абсолютно разный репертуар и манера исполнения. Больше того, с Аэлитой я регулярно вижусь, она приходит к нам в редакцию и на Устные выпуски журнала, ее муж, Джек Нейхаузен, постоянный автор «Флориды». С Камбуровой я не виделся никогда. Но. Есть повод, господа, и я хотел бы этим поводом воспользоваться. А повод такой: Аэлита выступила 20 июня на 46-м Устном выпуске нашего журнала. А у Елены Камбуровой 11 июля большой юбилей.
АЭЛИТА
Она одна из немногих, если не единственная эстрадная певица, родившаяся в Союзе, смогла сделать карьеру в Америке. У нее получилось, а у таких корифеев, как Вадим Мулерман, Жан Татлян, Аида Ведищева, Эмиль Горовец. Лариса Мондрус – нет. Почему? Как так вышло, что совсем юная девочка, едва сверкнувшая в оркестре Юрия Саульского со ставшим надолго шлягером «В узких улочках Риги», Аэлита смогла найти свой путь в музыкальном мире Америки? Я думаю, объяснение в самом вопросе: она вовремя уехала. Останься подольше(а Саульский обещал ей большой успех), штампы советской эстрады, точно вирус, заразили и ухандокали талант.
Я специально проверил, первый раз Аэлита выступила у нас 7 лет назад на трехлетии «Флориды». Вы можете представить, чтобы кто-нибудь из нынешних российских эстрадных див вот так запросто пришел и абсолютно бесплатно, без всякого чванства и выпендрежа пела для совсем небольшого зала? А ведь Аэлита по-американским(а это значит, – по мировым) меркам настоящая звезда: она поет песни на 16 языках, ей аплодировали лучшие концертные залы Америки, Канады, Англии, Австралии, Европы и Азии, – MGM и “Bally” в Лас-Вегасе и сотни тысяч зрителей, заполнивших огромную чашу стадиона на открытии Чемпионата мира по футболу в Сеуле. Ее партнерами по эстраде в разные годы были величайшие джазовые музыканты Стэн Гец, Диззи Гилэспи, Сара Воон и Лайонел, а среди слушателей – Билл Kлинтoн, Гaрри Kиcceнджeр, Aриcтoтeль Oнacиc…
И 20 июня в скромном, но уютном зале Confident Care в Халландейле Аэлита вновь пела для нас, для тех, кто делает и тех, кто читает «Флориду».
Новый диск «Песни, которые пел мне папа» певица посвятила своему отцу, ушедшему в прошлом году Бено Фитингофу. Песни на идиш, на русском, латышском, английском, французском и немецком языках. Прекрасный венок из цветов разных стран и разных народов.
Чудесные песни в чудесном исполнении и в чуткой, готовой к этой встрече аудитории, родил удивительную ауру Света и Добра. Спасибо, Аэлита, спасибо, Джек! Встретимся осенью, когда вы вернетесь с нового большого турне по США и Европе. Удачных гастролей!
На снимке: Аэлита и Джек Нейхаузен на 46-м Устном выпуске журнала «Флорида», июнь 2010 г..
Фото Владимира Яроша. Порт Сент-Люси.
ЕЛЕНА КАМБУРОВА
С тех пор, как впервые услышал я ее 40 лет назад на концерте в каком-то воронежском клубе, я понял, а потом все эти годы все больше убеждался, что выше на российской эстраде ничего не было. Нет, я не собираюсь отбирать у истории эстрады Вертинского, Бернеса, Карцева-Ильченко, Юрского или Владимира Макарова с песней Киплинга. Просто, уровень Камбуровой – это уровень Эдит Пиаф, Марселя Марсо, Енгибарова, Азнавура… Т.е., как говорят спортивные комментаторы, – уровень высших достижений.
Каждое утро я вышагиваю по песку пляжа в Халландейле и придумываю, что такого я напишу про Камбурову, чтобы потом самому не было “мучительно больно”. Ведь любовь моя, как печаль у поэта, – светла и искренна. Настолько, что я трижды сознательно отказывался от интервью с Камбуровой и так с ней никогда и не познакомился. Я предложил читателям интернетного «Живого журнала» , всем, кому Камбурова так же дорога и как певица, и как проводник русской поэзии в массы, написать несколько слов или предложений о ней. Вот некоторые из ответов:
Евгения М.:
В начале 70х годов я была на концерте М.Таривердиева и Е.Камбуровой. Возможно, их первом совместном концерте. Вышла на сцену девочка – скромная, даже немного неловкая, как будто из зала, одна из нас, и неповторимым голосом, с неповторимой глубиной чувства спела “Мне любить тебя поздно, ты уходишь, как поезд…”, переворачивая душу замершим слушателям. Мне тоже. Песни были написаны на слова разных поэтов: Вознесенского, Евтушенко, Поженяна ,- но объединены музыкой замечательного композитора в прекрасный цикл. С того концерта я стараюсь следить за ее творчеством. И радуюсь, что она не затерялась, сохранила свое лицо, достоинство, свою настоящесть, которая началась для нее, возможно, именно с музыки М.Таривердиева, со встречи с ним. Запоздалое спасибо Е.Камбуровой за тот замечательный концерт в Ленинградской филармонии.
Евгений Минин, Иерусалим:
Я хочу поздравить певицу, всегда ценящую текст песен, который заставляет задумываться. Я еще помню, когда особо не было ТВ, её песни по радио были настоящей духовной пищей для многих и многих молодых людей. Спасибо ей. Здоровья и удачи!
Геннадий Александров, Чешская республика:
Камбурова – поющая махатма. Термин “Махатма” – великая душа – произошел тысячелетия назад от санскритских слов “маха” (великий) и “атма” (душа).-Махатмами называют в Индии людей, продвинувшихся в духовном развитии, например, факиров или йогов. На Западе это слово применимо к личности, находящейся на высшей ступени духовного совершенства и мастерства. Дай ей Бог долгих лет жизни и удачи!
Елена, г.Бобруйск:
И я ее впервые услышала в 70-е. И влюбилась навсегда, потому что не влюбиться в нее просто невозможно. У нее голос такой живой и трепетный, что вместе с ее голосом проживаешь каждую песню. Помню, я поставила ее пластинку своей приятельнице (все в те же годы), и, дослушав до конца, она мне сказала: “Как давно я не плакала такими светлыми и счастливыми слезами!” А года два или три назад она приезжала к нам в Бобруйск, и я ходила на ее концерт. Ощущения от живой ее музыки просто потрясающие! “Не покидай меня, весна…” Эх, да что говорить. Кто ее не слышал, тот прошел мимо целого пласта жизни.
2pig2, Рига, Латвия:
Это был конец восьмидесятых, Камбурова приезжала в Ригу. Мне было двенадцать и меня взяли на оба концерта. Первый концерт был по старым, трудным, тяжелым русским песням, цветы мама купила серьезные, строгие, и просьбу заветную решила приберечь для следующего. А ко второму, более светскому, мама готовилась. “Ты слышала? Ты слышала “и месяц с правой стороны сопровождал мой бег ретивый”? Эта песня должна быть. Потому что даже если не будет, я же попрошу!” Она ошиблась, моя мама, а повторить просьбу не получилось. Во-первых, началась вторая часть, в во-вторых, приготовленные цветы уже были израсходованы на первую злополучную попытку. Концерт давно кончился. Мамина грусть прошла намного позже. Примерно тогда же, когда от моих ладоней перестало пахнуть печалью заждавшихся вручения хризантем. А эту песню я так и не услышала, Гугл мне сегодня в помощь.
Irina_Wald, Россия:
Люблю, люблю с детства: видела ее концерт. Мне было лет 12. Незабываемое впечатление. Невероятная экспрессия, невероятный голос, невероятная выразительность исполнения. До сих пор помню тот концерт: в картинках, покадрово. Спасибо ей большое за ее творчество. Это – настоящее.
Ukrfan, Киев:
Она была любимой. Она входила в тот набор, по отношению к которому распознавали своих – Булгаков, Стругацкие, Высоцкий… Пару лет назад был на ее концерте. Она по-прежнему прекрасна. Не оставляйте стараний, маэстро! Не убирайте ладоней со лба.