Екатерина Томкавич
Поводом для встречи с профессором Эдуардом Розинским послужил выход в свет его новой книги «Основы сценического движения». В ней – опыт всей жизни одного из крупнейших специалистов в области пантомимы и сценического движения.
Сегодня Эдуард Розинский гость нашего журнала.
– Профессор, поздравляем с завершением этой большой и очень серьезной работы!
– Спасибо. Для меня эта книга очень важна. Если учесть, что преподавать пантомиму и танец я начал очень давно, в 57 году, когда мне было только 16 лет, можно сказать, в книге – мои знания этого предмета за 50 лет.
– Огромный срок и замечательные результаты. Ведь среди Ваших учеников – лучшие клоуны и мимы, работающие нынче на всех континентах. И среди них знаменитый Слава Полунин. А как все начиналось?
– Я родился и вырос в Одессе. Когда мне исполнилось 12 лет, начал заниматься танцами во Дворце пионеров. А потом в мой мир вошла и навсегда в нем осталась пантомима. Увлекся, надо понимать, серьезно, если уже в 16 лет сам стал преподавать этот вид искусства в Одесском Дворце культуры студентов. Я тогда еще учился в десятом классе. Потом и сам стал студентом, поступил в университет на географический факультет. Но большую часть времени я отдавал не наукам, а эстраде, участвовал во множестве концертов и не только, как мим, но и как конферансье. А в 1961 году мне посчастливилось участвовать в теперь уже историческом первом Всесоюзном финале КВН, где наша команда Одесского университета победила команду московского мединститута.
– Да, это действительно блестящее начало творческой карьеры. Но ведь кроме артистической и педагогической деятельности, была и режиссерская. Ею Вы начали заниматься тогда же в Одессе?
– Нет, чтобы заниматься режиссурой, нужен опыт и большие знания. Я это понимал, а потому, закончив университет в Одессе, поехал в Ленинград и поступил на режиссерское отделение знаменитого ЛГИТМиКа – Ленинградского института театра, музыки и кино. Руководителем у меня был великий режиссер Георгий Товстоногов. А кафедру сценического движения возглавлял не менее великий Иван Кох. После окончания института он пригласил меня в аспирантуру, что для меня, начинающего режиссера, было огромной честью.
– А с Полуниным и актерами театра «Лицедеи» Вы встретились во время учебы?
– Никаких «Лицедеев» тогда еще не было. Я был студентом, жил, мягко говоря, весьма скромно, и чтобы как-то сводить концы с концами, создал в ДК Ленсовета студию пантомимы. Вот там, под моим руководством, и начались первые шаги в искусстве 17-летнего Славы Полунина и многих других ныне именитых мастеров клоунады.
– Эдуард, Вы с 79-го года в Америке, а Ваши ученики – по всему свету, удается встречаться?
– Конечно, я с удовольствием встречаюсь со своим воспитанникам. Недавно виделись с клоуном Колей Терентьевым, он живет в Торонто, очень тепло общался со Славой Полуниным и его семьей, они живут на замечательной старинной ферме во Франции. Но все-таки моя главная работа – преподавание сценического движения. Ей я отдаю все свое время. А потому уже сейчас я начал работать над новой книгой, она будет называться «Сценическое фехтование».
– Уверены, новая Ваша работа будет столь же необходимой актерам разных жанров, как и ныне вышедшая. Успехов Вам и всем Вашим ученикам!
[divider]
Записала Екатерина Томкавич
На снимках: Профессор Эдуард Розинский; обложка книги «Основы сценического движения»; Э.Розинский и С.Полунин(справа).