TOP

В Бока-Ратон к Олегу Фришу

Джек Нейхаузен

 

В Бока-Ратон к Олегу ФришуХотя я множество раз видел на хайвее название Бока-Ратон, слышал об этом местечке мало.
Дочка, знающая испанский в совершенстве, сообщила, что в переводе это «Мышиный рот».
Я ей показал свои скудные знания о Бока-Ратоне, рассказав о теннисной академии Крис Эверт, одной из выдающихся теннисисток нашего времени. Ну и, конечно, высказал свои предположения, что евреев в Бока-Ратоне больше, чем пальм.
Мой опыт общения с любым американским евреем Южной Флориды свидетельствует, что или он сам, или кто-то из его семьи, или, скажем, член синагоги, нелюбимый тесть или даже сосед, живёт или собирается переeзжать в Бока-Ратон. Ну, неужели вы не слышали такие фразы: «В Боке – лучшие условия для пожилых!», «Бока-Ратон – это, что-то!» Или: «Поехали в «Боку» на ланч, там салмон в деликатесном ресторане, ну полцены от Sunny Isles!»
Ну, а если без шуток, место действительно интересное: там и важные офисы IBM, и даже знаменитые медицинские исследовательские лаборатории.
На этот раз поехали мы туда повидать и послушать старого музыкального собрата Аэлиты, известного радиоведущего, телевизионного персонажа и, конечно, певца с замечательным репертуаром – Олега Фриша.
Лично я, как вам всем известно, не воспринимаю и не понимаю поп-музыку и певцов из России. Не то, что не люблю, совершенно не так! Просто, я вырос на американской музыке. Еще с 50х годов слушая ее в Риге. Мне сказочно повезло. Были и пластинки, и коротковолновое радио, и полная поддержка любящей эту музыку семьи, а позже друзей, влюбленных, как и я в Америку, «штатников»!
Но Олег, дамы и господа, не певец из России, поющий на английском языке американские песни. Он – американец, родившийся по недоразумению в СССР. Говорю совершенно точно: он знает американскую поп и джаз музыку на уровне лучших американских музыковедов! И уже много лет свободно плавает в этом самом прекрасном, самом тёплом океане американских «стандартов», джазовой классики и неповторимого свинга.
А американские песенные стандарты зовутся так, потому что весь мир знает их мелодии. Если не слова, то мелодии точно. Например, из русских стандартов существуют лишь всемирно известные мелодии четырёх песен: «Подмосковные вечера», «Катюша», «Калинка» и «Очи чёрные». И во многом, кстати, благодаря их исполнению американскими оркестрами. Но русские стандарты не могут пойти ни в какое сравнение с сотнями американских песен, созданных в двадцатом веке. Простите друзья, но так уж получилось: американская музыка была, есть и будет на первом месте!
Америка, Англия, Франция и Италия — вот вам фабрика кухня всех всемирно популярныx песен. А шеф повар – Америка.
И русскоязычный шеф и гид этой музыки в Америке – Олег Фриш. Я знаю о русскоговорящих знатоках и критиках западной музыки Троицком и Новгородцеве, но здесь пишу о нашем местном спеце, об Олеге. Сколько лет на радио, теперь уже и на кабельном телевидение, сколько интервью, да ещё с какими американскими звёздами свинга и джаза! Назову лишь нескольких. Лeйни Казан — она была в своё время секс-символом, певица-красавица, которая добилась огромного успеха в кино. Великий Гари Ю.С. Бондс, вообще неповторим! Энди Уильямс, записавший легендарнейшую песню-стандарт, облетевшую весь мир “Moon River”. Конни Фрэнсис —суперстар поп-музыки, живущая сегодня во Флориде. Причём, я этих исполнителей видел и слушал тогда, когда Олег только мог слушать их.
Вести интервью со звёздами такой величины, может лишь тот, кто действительно знает американскую музыку, и конечно, изучил музыку этих исполнителей, сидящих с ним у микрофона. Им пустой или глупый вопросик не задашь…
И Олег записал диск с этими и другими звёздами, исполняя дуэты с живыми легендами!
Публика на концерте Фриша была русскоязычная, но также и американская, в зале перед концертом звучал и русский, и английский языки. Был ведущий американской джазовой станции, Dennis DelleFave, бравший интервью у Олега. Приехала из Sunny Isles группа из Женского Русского клуба, нас узнавали поклонники Аэлиты, и иногда меня, видимо, по усам, читатели журнала «Флорида».
А вот, на секунду, смешной эпизод. Bсе читатели знают: мне в стиле и элегантности не отказать. И я горжусь этим, всю жизнь полирую себя. И вот прохожу фоей перед концертом и очень внятно слышу женский, но суровый голос у себя за спиной, который по-русски прозвучал: «Я бы в таких туфлях, даже мусор не стала выносить».
И это о моих безупречных тёмно-красных «лоуферах»?! Я в белых полотняных брюках, жёлтая шёлковая гавайская рубашка и, надетые на голую ногу, элегантные «лоуферы» (туфли без шнурков, мокасины).
Обозвали бы лысым или то, что усы лишь «почти», как у Дали – меня бы это не затронуло. Но касаться моего безупречного стиля?!
Оглянулся и вижу женщину, среднего роста, среднего возраста, средней упитанности, со средней причёской, возможно, бывшую железнодорожницу-стрелочницу или председателя жилкомитета.
Я так опешил, что смог лишь уточнить: «Даже мусор выносить не надели бы?» – И добавил, придав голосу слезливые нотки: «О босоножках моей наблюдательницы я лучше смолчу. Они не подлежат обсуждению».
Однако вернемся к основной теме нашего повествования. Место, где состоялся концерт Олега Фриша – интереснейший зал в Бока Ратоне под названием “Black Box”. Умно сконструированное помещение где-то на триста мест, с баром, столиками и хорошей акустикой. Музыканты – молодые американцы: ударные, клавишные, контрабас и саксофон с подключением по мере необходимости кларнета и флейты. Хорошие музыканты – но нелегко им было! Аранжировки Олега непростые, интерпретация отличается от наигранных и заигранных многими исполнителями вот этих «стандартов». Оркестровки сложные и необычные. Так что музыканты напрягались – но не подвели!
Не подвел и главный исполнитель – Олег Фриш. В любом концерте я смотрю в первую очередь на поведение артиста на сцене. И вот неожиданный сюрприз! Для рождённого в социалистической и «народной» стране – Фриш, не в пример другим выходцам из тех же краёв, – раскрепощён, лёгок и как у нас говорят, в переводе с английского – «гладок». И в движениях, и в контакте с публикой. Перемещается по всей сцене, руководит оркестром, успевает всё, как настоящий американский шоумен!
Приятный тембр голоса, в нём я слышал отзвуки многих американских певцов. Доносит до публики всё легко и без напряжения. Репертуар на этот вечер был составлен прекрасно. Языки разные: итальянский, французский, даже идиш. Н, конечно, весь главный песенный багаж Олега – на английском.

В Бока-Ратон к Олегу ФришуДля меня самый хороший момент концерта был, когда Олег Фриш спел дуэт с легендой 60-х годов из Филадельфии – Peggy March. В1963 году её песня “I Will Follow Him” заняла первое место в списке всеамериканского Парада Хитов поп-музыки. А ведь певице было тогда всего лишь пятнадцать лет! Даю вам ссылку оригинала в её исполнении: https://www.youtube.com/watch?v=a8-6o_ultLg

Я чувствовал – как благодарна была Пегги Марч Олегу за то, что он вернул её на сцену, пригласил на свой концерт. Удивительно, но звучала певица, как молодая, а их дуэт вообще был, как у нас в Риге сказали бы –«фирменный». Слушая репертуар Олега, мы с Аэлитой невольно возвращались и в Ригу, где слушали пластинки с этой музыкой и также в 1972-й год, когда, после переезда в Америку началась наша настоящая жизнь, вся под звуки этих вечных песен.

В Бока-Ратон к Олегу ФришуБыстро пронёсся вечер. Увиделись после концерта, поговорили, сделали фотографии. Кстати, Олег передал прямо со сцены привет семье Росиных, с которыми, оказывается, дружен уже многие годы еще задолго до Америки.
Я был приятно удивлён, когда Олег попросил нас с Аэлитой встать в зале, объявив очень красиво Аэлиту. И когда назвал меня, я громко, на весь зал, сказал: «Сегодня здесь я представляю журнал «Флорида» и его редактора моего друга Сашу Росина! Как постоянный автор «Флориды» я имею на это право.

Молодец Олег. Особенно молодец по той причине, что он, как немногие другие, гордо несет флаг золотой музыки века, которую услышать становится всё труднее и труднее. Новое поколение – растёт на «батарейках», электронных словах и мелодиях, а это всё, мелководье, глубины там нет никакой.
Я пишу не осуждая, а реассуждая, поскольку знаю, о чём пишу. Моя жизнь прошла в этой музыке, и я счастлив, что смог быть успешен благодаря ей. Аэлита подтверждает то, что я пишу, а она, как никто, видит всё реально на музыкальном поприще.

Поэтому, будет возможность побывать на концерте Олега Фриша, – не пропустите!

А из моей бокаратонской истории скопируйте вот эту ссылку гениального стандарта:
https://www.youtube.com/watch?v=L_jgIezosVA

А прослушав, вы непременно скажете: «А ведь прав этот флоридский зевака Джек…. Прав, чертяка!…»

Comments are closed.

Highslide for Wordpress Plugin