TOP

Будапешт

Ирина Павлова,
член редколлегии газеты «Парус-FL»,
худрук майамского театра «Курортный бульвар».

 

 

БудапештЯ была уверена, что готова к встрече с Будапештом, но в очередной раз ошиблась. Легкое разочарование наступило при первом же столкновении с необязательностью гостиничного персонала, офис которого переехал в совершенно другое помещение.
Меня об этом не предупредили, и я с вещами бегала из одного конца довольно большого бизнес-центра в другой в поисках хоть какой-то информации. Наконец, совсем замученная, нашла объявление, небрежно написанное от руки и прикрепренное к дверям лифта, куда я попала случайно и где его быть не должно.
Извиниться передо мной не посчитали нужным. Потом оказалось, что в номере не подключен свет, и мне долго на плохом английском в офисе, куда мне пришлось вернуться, объясняли, что я должна включить пробки на щите. Сами они не имеют понятия, где в моем номере этот щит находится.
Когда мне удалось заставить подняться в мой номер хоть кого-то, кто смог бы подключить электричество, настроение мое было уже испорчено. Но я решила поднять его вечерней прогулкой по городу, которые я так люблю. К сожалению, сделать это мне не удалось. Как-то тревожно, неприятно было гулять по улицам, слишком много очень агрессивных нищих было там, слишком много пьяных, слишком грязно.
БудапештУтром я отправилась за билетом на трехдневный прогулочный автобус. На улице, ведущей к автобусной остановке, я увидела сваленные прямо на ступеньках дома книги. Было очевидно, что на них сидели, и спали, и бог знает для чего еще их использовали. После нарядных и очень посещаемых книжных магазинов Братиславы такая свалка симпатию к городу не усилила.

Продавец автобусных билетов был весел, общителен и хитроват. Он попытался мне рассказать, что мне невыгодно покупать билет на 3 дня, как я собиралась, а когда я с ним не согласилась, спросил, откуда я. Услышав ответ, задал совершенно ошеломивший своей ненужностью вопрос, признаю ли я государство Израиль. И тут же сказал, что он его не признает, потому что он – палестинец.
БудапештСтранное чувство осталось у меня и от посещения синагоги. Пожалуй, нигде я не видела такой ассимиляции, как в Будапеште. Во время первой мировой войны целый еврейский легион сражался в составе австро-венгерской армии, вот фотография чествования героев этого легиона в конце тридцатых.

БудапештИх даже звали так, что не отличить от коренного населения, Стефаны и Иштваны. Хотя кто знает, какой народ более коренной в этих землях, евреи, появившиеся с римлянами, или угры, пришедшие тысячу лет спустя? И жили они в совершенно роскошных, очень больших еврейских районах по обе стороны Дуная. Холокост оставил после них только Дерево Памяти во дворе синагоги, да могильные камни от тех, кому повезло и камни сохранились. Было горько видеть эти камни, а рядом с ними ларьки, где шла бойкая торговля всякой псевдо-иудаикой.

Я решила, что поездка по Дунаю к зданию Парламента примирит меня с этим городом. Парламент действительно величествен и прекрасен, и берега Дуная очень хороши, я ими просто залюбовалась.

БудапештЯ огляделась вокруг. Обычные туристы, как и везде в Европе, они с интересом смотрели по сторонам и безудержно фотографировали. Все, кроме одной семьи, явно палестинской. Отец сидел отчужденно, погруженный в свои мысли. А взгляд мальчика меня потряс. Он смотрел на здание Парламента искоса, хищно, явно примеряясь к тому, как он вытеснит оттуда всех, кто пришел на эту землю до него.
Вспомнила, как экскурсовод с энтузиазмом рассказывал, что предки венгров угры, после поражения от хазар, бежали с Южного Урала. Мадьярская орда сжигала и уничтожала все на своем пути, сокрушая племена болгар и балканских народов. И дошла почти до Вены. Но болгары с печенегами в 896 году разгромили угров и те вновь отступили и поселились на среднем Дунае, где и живут поныне.
Тот период истории Венгрии нынче называют «Эпоха завоевания родины на Дунае». И вспомнив все это, я поняла, что в лице мальчика, возможно, вижу перед собой нового завоевателя, которого спустя тысячу лет тоже могут назвать Героем, как назвали здесь главную площадь города. Круг для меня замкнулся. Я не думаю, что захочу туда приехать опять.
Фото автора.
Продолжение в следующем номере.

Comments are closed.

Highslide for Wordpress Plugin