TOP

Покояние старого шута

Вилен Меликджанян

Из серии «Флоридцы о себе».

Вилен МеликджанянЯ жил во времена, когда зарубежные цирковые импресарио в основном были добропорядочными и ответственными людьми. Но однажды не повезло: нам попался настоящий мошенник. Бросив животных без корма, а нас – без оплаты и транспортных средств, он в последний день наших гастролей, как говорится, смотал удочки.
Но к нашему счастью, на заключительном представлении у нас в гостях оказались моряки нашего торгового флота, которые по пути куда-то, пришвартовались к гавани арабского города, где мы имели честь выступать. По окончании представления восторженные соотечественники поспешили за кулисы, чтобы поздравить нас с успехом. Узнав о нашей более чем печальной ситуации, предприимчивый капитан, не откладывая в долгий ящик, связался по радио с каким-то всемогущим центром. В итоге этого судьбоносного разговора моряки в течение ночи бойко погрузили наш цирковой скарб в трюмы большого сухогруза и, поменяв свое первоначальное направление, судно взяло курс в совершенно противоположную сторону.
Торговое судно не приспособлено для пассажиров. Наших артистов и обслуживающий персонал разместили куда попало: на палубе под открытым небом, по узким коридорам, в крохотной библиотеке, а некоторые нашли убежище в спасательных шлюпках.
Вилен МеликджанянМне больше повезло, – меня приютил в своей уютной каютке старший помощник капитана, предварительно угостив неразбавленным спиртом из алюминиевого чайника. Я был человеком в меру пьющим и вообще предпочитал легкое сухое вино. Но мне как-то было неудобно отказать такому гостеприимному и задушевному человеку. Да и будучи продолжительное время в мусульманской стране, где свирепствовал непонятный для меня сухой закон, я отвык от алкоголя, расслабился и – я залпом проглотил эту огненную жидкость. Мой гостеприимный “старпом” одобрительно похлопал мня по спине в то время, когда невидимые искры летали из моих выпученных глаз.
К этому времени я еще не знал, что в знак благодарности, руководство решило дать шефский концерт для наших спасителей.Небольшое помещение было битком набито шумными тружениками моря. Оказалось, что кроме меня – клоуна, никто не в состоянии выступать на этой чрезвычайно тесной площадке с соответствующим низким потолком. И вся надежда была на меня, – надо было выручать. Недолго подумав, я благоразумно решил развлекать достопочтенную публику забавными пантомимическими миниатюрами, которые не требовали особо большого пространства. Первые три сценки прошли под смехом и одобрительными аплодисментами. Воодушевленный успехом, я начал смело импровизировать.
Моряки смеялись и хлопали в ладоши. Но скоро изнуряющая духота и пары неразбавленного спирта сделали свое нехорошее дело. Я постепенно потерял контроль над моим телом и, что еще хуже, – над головой. И почувствовал, что делаю что-то не то. Периодически останавливался и, тупо уставившись на потолок, тщетно пытался вспомнить сюжет очередной пантомимы. Воображаемые предметы в моем исполнении становились невнятными, абсурдными. Озадаченные зрители, напрягаясь, безуспешно пытались понять, разгадать мою пантомимическую загадку. Беднягам не было суждено наслаждаться столь высоким искусством, ведь единственная мысль, которая поселилась в моей голове, была – как бы скорее броситься за борт. В воцарившейся убийственной тишине, вдруг раздался чей-то громкий возглас: “Да ваш клоун-то пьян!” Зал облегченно взорвался оглушительным хохотом. Опомнившись, наш сообразительный инспектор манежа, схватил меня за шиворот и безуспешно пытался оттащить в сторону. Вдохновленный, неожиданно на голову свалившимся успехом, я упрямо сопротивлялся. Морские волки покатывались со смеху…
…Незаметно минуло много лет. Иногда во сне, переборов назойливую боль в изношенных суставах, я медленно хромаю к куполообразному, как некий храм, величественному зданию цирка и склонив голову, безмолвно каюсь за тот мой давний, дурацкий грех. Стеклянные двери храма вдруг широко распахиваются, и я растворяюсь в хлынувшей на меня веселой толпе. И не хочу просыпаться…

[divider]
Вилен Меликджанян, заслуженный артист Армении,
руководитель майамской студии видеофильмов Vilalan Productions, 305-987-0661.

Comments are closed.

Highslide for Wordpress Plugin