В этом году и, скорее всего, во всех будущих, звание лауреата «Флориды» присваиваться не будет. Журнал со следующего года резко меняет ориентацию и из литературного станет информационно-познавательным. Однако сегодня мы назовем имена писателей, ставших наиболее популярными у читателей в уходящем году. Это –
Андрей Краснящих и Владимир Эйснер.
ПОЗДРАВЛЯЕМ!
Чтобы больше узнать о лучших перьях «Флориды» 2013 года, мы задали писателям несколько вопросов.
1. Как(почему) Вы стали писателем?
2. Писательство для Вас – это удовольствие или тяжелый труд?
3. Кого из писателей прошлого или настоящего Вы могли бы назвать «своим»?
Андрей Краснящих, г Харьков, Украина.
1. Второй раз я пришел в литературу из литературоведения, защитив кандидатскую по Джойсу, — чтобы разобраться, как все выглядит изнутри.
2. Оказалось, литература своего рода игра и должна оставаться игрой. Но правила всякий раз другие. «Тяжелым, выматывающим трудом» она становится, когда их не понимаешь, играешь по старым или по чужим. Правы те, кто об этом писал: первые несколько слов задают интонацию, — дальше управляет текстом она. Если к ней не прислушиваться, а думать, допустим, о том, как впихнуть туда то и это, всё, что крутится в голове, или — о читателе, о том, как ему понравиться, — сфальшивишь. В общем, если интонация что-то не поглощает, вытесняет, чему-то противится, значит, это ненужное, и незачем изводить себя, напрасно тратя силы и время. И портить текст.
3. Три самых важных русских писателя второй половины XX века для многих из моего поколения — это Венедикт Ерофеев, Евгений Харитонов и Саша Соколов. Они предельно расширили понятие свободы, допустимого в литературе как искусстве. Иначе говоря, показали тебе, что и так можно тоже, и что это и есть настоящая литература — и в смысле: литература настоящего, ее сегодняшняя форма, ритм, стиль. Беккет, Звево, Грасс, Кизи, Киплинг, Кортасар, Агота Кристоф, Сэлинджер, Генри Миллер, Хандке — я просто называю сейчас тех, кого прочитал последними или перечитал недавно и кто заставил завидовать, восторгаться, что-то писать самому.
Владимир Эйснер, Вецлар, Германия.
1. Такая установка была с детства, лет с шести. Помню очень яркий момент: после очередного строительства снежного городка с траншеями, бастионами и башнями, и обстреливания противника снежными снарядами, я вдруг подумал: «Вырасту большой – напишу об этом книгу».
Жизнь моя сложилась так, что в 1967 году устроился я работать на метеостанцию «Мыс Челюскина», где в темное время года (а ночь там длится 116 дней) снимал специальной камерой на специальную плeнку северные сияния, а в светлое время года работал метеорологом.
Довелось мне и на Северном полюсе побывать, и в раскопках мамонтов участвовать, и в заповеднике «Таймырский» переводчиком поработать.
Много повидал всякого разного народа, побывал во всяких разных жизненных коллизиях. Как тут не попытаться записать пережитое, не поделиться с людьми опытом?
2. Для многих из моих коллег «черкануть рассказ» – удовольствие. За пару часов сделают. И сделают хорошо.
Для меня – это тяжелый труд, который делаю, зачастую, как из-под палки: как будто кто-то невидимый стоит сзади и в шею толкает: «Опять сегодня весь день проваландался?»
Жмет этот невидимка на совесть, не отпускает.
Но как только сядешь к столу и напишешь первые несколько строк, остальные текут «свободно и раскованно», но все же никогда не предлагаю текст к публикации без проверки и редактирования, в результате которого первоначальный вариант подвергается порой значительным изменениям и сокращениям.
3. Я вырос из Джека Лондона, Антона Чехова и Марка Твена. Очень люблю читать Николая Лескова, Джона Голсуорси, Соммерсета Моэма, О. Генри. В детстве увлекался книгами Майн Рида, Жюля Верна, Свифта, Киплинга, Беляева.
Из поэтов для меня наибольшие авторитеты: Марциал, Лукиан, Овидий, Гете, Александр Пушкин, Роберт Бернс, Михаил Лермонтов, Сергей Есенин, Гарсия Лорка, Вирджиния Вульф, Галич, Окуджава, Высоцкий.
Плеяду отличных авторов подобрал А. Росин, редактор журнала «Флорида-RUS». Это Михаил Моргулис, Айдар Сахибзадинов, Олег Макоша, Татьяна Гоголевич, Андрей Краснящих, Константин Филимонов и другие.
***
Сегодня у читателей «Флориды» есть возможность познакомиться с новыми рассказами нового лауреата Андрея Краснящих. К сожалению, Владимир Эйснер нынче занят крупными формами и новых текстов пока не присылал. Но, пользуясь случаем, мы предлагаем рассказ его жены Татьяны Эйснер. Тоже талантливого и своеобразного писателя. И тоже лауреата: два года назад она стала лауреатом конкурса короткого рассказа «ФлоридаКон-2011».
Поздравляем Андрея и Владимира с этим замечательным званием. А всех читателей с наступающими праздниками:
Рождеством и Новым годом!
Будьте здоровы и счастливы вместе с авторами журнала «Флорида» и газеты «Парус-FL»!