капитан дальнего плавания, ветеран Второй мировой войны,
лауреат премии журнала «Флорида» – 2003г.
Будем считать эту статью ответом многим моим читателям на вопрос о происхождении радиосигнала SOS. Удивительная история, которую я хочу рассказать, подтверждает, что только наблюдательность человека открывает факт закономерности.
Американский художник Самюэль Финли Бриз Морзе в 1835 году обратил внимание, что работая на печатной машинке, наиболее встречающиеся буквы располагаются в центре клавиатуры. Используя принцип печатной машинки, он, часто встречающимся буквам присвоил короткие коды: точка, тире и длинное тире. Так была изобретена простая система связи. И лишь в 1851 году на конференции европейских стран все коды были переведены на два знака: точка и тире.
Морзе предлагал правительству купить своё изобретение за $100 тысяч, но ему отказали: чиновники решили, что это изобретение не найдёт широкого применения. Тогда Морзе организовал собственную компанию, которая занималась разработкой средств связи с использованием новой азбуки. Первое послание было передано 24 мая 1844 г. из Верховного суда США в Вашингтоне на станцию Монте-Клэр, находящуюся в 60 км. Затем заработала линия Нью-Йорк – Балтимор – Вашингтон. А в 1851 г. провода связали уже все главные города США. Но это была проводная телеграфная связь. На море азбука Морзе пришла позже. В 1865 г. её взял на вооружение британский ВМФ как основу семафорной азбуки (для передачи сообщений днём флажками, а ночью – фонарями).
С изобретением радио в 1905 г. коды Морзе начинают звучать в эфире. Вскоре придумали и знаменитый сигнал SOS. Причём это был не первый сигнал бедствия. Первый предложила в 1904 г. фирма “Marcony Int. Company”. Он состоял из букв CQ (“come quick”, в переводе – “приходите быстро”). Потом была добавлена ещё одна буква D (“danger” – “опасность”), и стало CQD – “приходите быстро, опасность”. Лишь в 1908 г. этот сигнал был заменён на SOS. Вопреки общепринятому мнению, это не означало “Save Our Souls” (спасите наши души) или “Save Our Ship” (спасите наш корабль), не означало и “Stop Other Signals” (остановите другие сигналы). Буквы SOS не имеют никакой расшифровки. Они просто были выбраны Международной радиотелефонной конвенцией, как наиболее простая, быстрая и отчётливая комбинация (три точки, три тире, три точки). И с тех пор 48 раз в сутки, 2 раза каждый час (с 15-й по 18-ю минуту и с 45-й по 48-ю) наступали три минуты тишины в эфире. В это время обрывались на полуслове все сообщения, и радисты всего мира настраивались на частоту 500 Гц в ожидании сигналов бедствия. Первый раз они прозвучали в эфире 14 апреля 1912 г. с печально знаменитого “Титаника”. Радист тогда передавал оба сигнала – и SOS, и CQD. Но, увы, на другом корабле, проплывавшем в зоне действия сигнала, радист в тот момент отлучился.
Сейчас, с наступлением эры спутниковой связи и мобильнх телефонов, возможностью круглосуточного и безграничного общения, исчезла специальность судового радиста. Но мне довелось плавать со многими радиоператорами – это были ассы своего дела. Они принимали на слух 120-130 сигналов в минуту – сотни радиограмм за вахту. Для сравнения: я мог принимать 25-30 знаков – и это считалось отличным результатом для любителя. Азбукой Морзе весь мир пользовался долгие годы, а позывные SOS спасли сотни тысяч жизней. Они настолько вошли в наше сознание, что говорили, будто на затонувшем “Курске” выстукивали именно SOS, хотя у подводников существует свой сигнал – SSS. Почему сигнал SOS всеми моряками мира расшифровывается как «Спасите Наши Души», а не как «Спасите наши жизни»? Об этом – в другой раз.