TOP

Женя

Женя Павловская

Женя Павловская
6 января 1940 г. – 4 августа 2016 г.

Женя Павловская – журналист, писатель, издатель.
Родилась в г. Горький(ныне – Нижний Новгород), окончила химический факультет горьковского университета и аспирантуру в Ленинградском университете, преподавала в Горьковском политехническом институте. С 1987 года проживала в Бостоне, где организовала журнал «Бостон. Русский Бюллетень».

[divider]

Таня Лоскутова

Ну вот и не стало Жени Павловской…
Умерла тихо, не просыпаясь, не испытывая боли, и, вообще ничего не испытывая…
Зная, что это вот-вот случится, мысленно желали ей именно такого ухода. Те, с кем говорила, облегчения не почувствовали … Может, потом… Фразы, которыми обменивались, были до ужаса банальны: “отмучилась”, “хорошо, что во сне”, “хорошо, что без боли”… Сплошной “позитив”!..
Утешая себя и друг друга этим трафаретом, наверное удивлялись: других слов в первые минуты взять было негде… И оживало подозрение: в штампах порой столько искренности, что заменить их просто нечем.
Если бы то, что мы называем “судьбой”, было каким-то осязаемым существом, я бы все равно не испытала бы к ней никакой благодарности за “легкие” последние женины дни …
Я бы возненавидела это существо за Женины последние годы и месяцы . Она испытала столько чудовищной, казалось, непереносимой, боли, что от неё хотелось закрыться, спрятаться, перестать в себя впускать …
Женька не любила отвечать сколько – нибудь внятно на расспросы о здоровье… И правильно делала. Во-первых, она ничего в этом не смыслила, во-вторых, ни одним советом не воспользовалась, и, в -третьих, когда отпускала боль, ей эта тема переставала быть интересной …
А интересно было другое. Каждого пришедшего к ней друга или друга её друга, каждого позвонившего по телефону приятеля, непременно ждал вопрос: “Расскажи, а что ты сейчас читаешь?” Или,”А какая у Вас в детстве была любимая книга?”
Интерес к возможному ответу был такой искренний, что её хотелось убить! Тем , кто не был знаком с Женей лично, может судить о ней по её рассказам, лимерикам, стихам вообще … Хотя , кроме того , что она была невероятно талантлива, вряд ли можно будет вынести иное суждение. И простое перечисление черт её характера тоже не даст о ней никакого представления… Она, умная и начитанная, продолжала читать и вбирать в себя новые знания с алкогольной страстью к опохмелке…
Щедрость, с которой она этими знаниями делилась, была равна щедрости, с которой она делилась своими друзьями…
Те, которых она подарила лично мне – уже лет 25 дороги мне, как друзья детства, независимо от того, продолжаю ли я их видеть…
По мере осознания происшедшего, чувствую, что даже её вздорность и упрямство начинают казаться трогательными и даже милыми…
А за её, ещё недавнее, умение поднять свою стройную ногу выше головы, за её детскую постоянную просьбу “нарисовать собачку”, я готова забыть её, тоже детскую, обидчивость… Как и она, надеюсь, забыла моё неудержимое желание её поддразнить…
В последний к Жене приходила, когда она была в полузабытьи и практически не могла говорить. Ольга стала читать ей Мандельштама… Жека вдруг приоткрыла глаза и вполне отчётливо стала повторять каждую строку, “напоминая” Ольге следующую, когда та специально делала паузу …
Как хочется верить, что она откуда-то улыбается мне и оспаривает мой рецепт приготовления солянки…
Хоть во сне надеюсь услышать её: “Танька, пойдём, покурим!…”

Таня Лоскутова,
художник, писатель, автор «Флориды».

Comments are closed.

Highslide for Wordpress Plugin